словарь по ШК

  • В этой теме 17 ответов, 4 участника, последнее обновление 17 лет назад сделано RS.
Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 18 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #340427
    RS
    Участник

    собираю материалы на словарь по ШК. почти ничего нет. Спасибо всем помогающим.
    наткнулся в инете на «Интерестный собеседник» [так!]
    http://www.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=76441&resID=101523&lang=ru&menuItemID=101796


    Да-да, к тем самым шашкам, которые никто и за спорт не принимает. Я встретил фанатиков, которые открыли мне необыкновенную прелесть этой игры. Точнее, я увлекся не шашечной игрой, а шашечной композицией — составлением задач, этюдов, комбинаций. А это считается поэзией шашек. Сами шашисты восхищаются подобными произведениями. Так вот, я настолько увлекся новым делом, настолько рьяно начал вгрызаться в суть игры, что за три года прошел путь от новичка до мастера спорта СССР. При этом успел стать чемпионом Беларуси, вице-чемпионом СССР. Позже меня много раз приглашали как специалиста высокого уровня для судейства чемпионатов СССР и международных конкурсов. Одним словом, появилась у меня вторая профессия — сидеть по вечерам над шашечной доской и творить чудеса. Времени это съедало уйму, денег — никаких. Тем не менее, это было в моей жизни, и я счастлив, что оно было. С распадом Союза распались и ряды шашечных чудаков. Но я уже не мог иначе, чтобы не нагрузить свои извилины чем-либо иным. — И чем же? — Кроссвордами.

    [КТО ОН???]
    Начинается так «опыт словаря»
    A
    1. термин. межд.
    в решении: обозначает композиционный вариант. В случае нескольких КВ добавляется число: А1, А2 и пр. Аналогично для B, C, D, etc.
    См. B 1. ,C 1., D 1., E 1. и т.д.
    2. равнозначен числу 1 в счете; используется в нумерации категорий, разделов конкурсов. Указывается в назв. соревнований в скобках: BVLD 94/95 (A). Если категория делится на подкатегории, к буквенному обозначению добавляется число: BVLD 94/95 (B1), BVLD 94/95 (B2). Аналогично для B, C, D, etc.
    См. B 2. ,C 2., D 2. , E 2. и т.д.
    АБАЛКИН Лев
    псевдоним П.А. Шклудова. По имени героя произведения бр. Стругацких «Жук в муравейнике».
    АВТОР, англ. author, немец. Autor, франц. auteur
    ….

    #395037
    ALGIMANTAS
    Участник

    1. Обязательно ли нужно открывать новую тему, если одну «об словаре ШК» сами же не так давно открыли (если не ошибаюсь)?
    2. Почему в одном куче под этим названием и цитата с вопросом и что то вроде «по словарю»?
    3. С какой целью и для какого контингента предназначен текст «по словарю»?
    4. Если это какой то этап (цитата) Вашей работы по словарю ШК, то на каком этапе находится эта работа (что то похожее уже видели несколько месяцев тому назад)?
    5. Если это предложение кому то продолжать работу, сотрудничать, не можно прямо так и писать?
    6. Если это «так себе всеобуч», как писать словарь, то не кажется, что читатели Форума словари и энциклопедии читают?
    Не примите эти вопросы как вызов или что то подобное. Извините, но мне иногда не понятны цели некоторых постов на Форуме (это больше относится не к Вашим текстам). Можно и без цели, «так поболтать», это — очень хорошо, но здесь — кажется, не тот вариант. Поэтому еще более непонятно (имею ввиду «по словарю»).
    Algimantas Kačiuška

    #395038
    RS
    Участник

    Уважаемый Альгимантас, об словаре мы разговаривали 25. 01. 2007, здесь http://www.shashki.com/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&p=21206
    Вы не безразличны к моим «затеям», всегда ценил и ценю. Спасибо!
    Составил словник, далеко не полный, попросил коллег помощи. Благодарю всех откликнувшихся! это было здорово.
    Есть много людей, знающих больше меня — Вы, Давид Нудельман, Сергей Юшкевич, Леонид Витошкин, Вирмантас Масюлис, Антанас Гимбутас, Петр Шклудов, Александр Ляховский, Александр Коготько, Владимир Матус, Евграф Зубов, Александр Левит, Александр Горин. всех не перечислить. жаль, что знания эти не объединить.

    Буду рад помощи, советам, знаниям. Всего этого не хватает.
    Да, и морального поощрения тоже. :) :) :)

    #395039
    Fenix
    Участник

    наткнулся в инете на «Интерестный собеседник» [так!]
    http://www.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=76441&resID=101523&lang=ru&menuItemID=101796


    Да-да, к тем самым шашкам, которые никто и за спорт не принимает. Я встретил фанатиков, которые открыли мне необыкновенную прелесть этой игры. Точнее, я увлекся не шашечной игрой, а шашечной композицией — составлением задач, этюдов, комбинаций. А это считается поэзией шашек. Сами шашисты восхищаются подобными произведениями. Так вот, я настолько увлекся новым делом, настолько рьяно начал вгрызаться в суть игры, что за три года прошел путь от новичка до мастера спорта СССР. При этом успел стать чемпионом Беларуси, вице-чемпионом СССР. Позже меня много раз приглашали как специалиста высокого уровня для судейства чемпионатов СССР и международных конкурсов. Одним словом, появилась у меня вторая профессия — сидеть по вечерам над шашечной доской и творить чудеса. Времени это съедало уйму, денег — никаких. Тем не менее, это было в моей жизни, и я счастлив, что оно было. С распадом Союза распались и ряды шашечных чудаков. Но я уже не мог иначе, чтобы не нагрузить свои извилины чем-либо иным. — И чем же? — Кроссвордами.

    [КТО ОН???]
    ….

    Достаточно дочитать до конца: …обещаем своим читателям, что продолжение разговора с А.А.Рязанко последует в ближайших номерах нашей газеты.

    #395040
    RS
    Участник

    ПЕТРОВ Александр Дмитриевич [1(12)2. 1794, с. Бисерово Псковской губернии,- 10(22).4.1867, Варшава], Petrov Alexander.
    основоположник русского шахматного и шашечного искусства.
    Первый российский шахматист мирового уровня и признания – во всех ипостасях: игрок, теоретик, композитор. Автор первой оригинальной книгой о шахматах на русском языке. Первый русский шахматист, давший имя дебюту: «Защита Петрова», она же «Русская игра» (1. e4 e5, 2. Nf3 Nf6), официальное название Petrov’s Defense, ECO код C42 в классификации дебютов Encyclopaedia of Chess Openings.
    Ю.В. Шестаков, описывая «Историю борьбы за мировую корону», в главе «Некоронованные чемпионы, сильнейшие игроки до 1886 года» одну из частей посвятил А. Д. Петрову: «Во всём — первый… А.Д.Петрова с полным основанием можно назвать нашим первым шахматным университетом. Петров был родоначальником отечественной шахматной композиции. Его многоходовые задачи, напоминавшие часто позиции из практической игры, его кипергани (задачи на обратный мат), которые отличались богатством идей и необычайной трудностью решения; наконец, его знаменитые изобразительные и патриотические задачи «Бегство Наполеона из Москвы в Париж» и «Партизанская война», положившие начало оригинальному жанру композиции, стали ещё одним ярким свидетельством его редкостного шахматного таланта и художественности его шахматной мысли.» (Шестаков Ю.В. История борьбы за мировую корону. — Шелехов, 2002, стр. 37-38 ).
    Основоположник шашечного искусства как особой области творчества.
    Первое изложение правил игры в шашки (Руководство…, гл. I. Oпиcaние простой шашечной игры, II. О положении шашечницы и шашек, III. О ходе и действии шашек, V. Общие правила и примечания , VI. Частные правила шашечной игры). А.Д.Петров первый, кто рассмотрел шашечную терминологию и выделил их в словарь (см. Руководство…, гл. IV.Изъяснение речений, в шашечной игре употребляемых).
    Первым записал партии, фрагменты партий, композиции, благодаря введению (цифровой) нотации. Она отличалась от принятой в шахматах и сравнялась через усилия Н. Н. Панкратова (ввел буквенно-цифровую запись с использованием русского алфавита) и Д. И. Саргина.
    Внедрение способа фиксации игры в русские шашки осуществило переворот в самой игре, введя ее в письменную культуру.

    Творчество А. Д. Петрова сейчас называют первым этапом композиции, ее становлением и зарождением (задач, этюдов, проблем, комбинационных проблем).
    Первым сформировались задачи. Уже в следующей (известной) шашечной книге — «Таблицы игор в простые шашки, служащие введением в общую правильную игру в шашки, сочиненные любителем цифр» (-М., 1836) безвестный автор дал в 32 таблицах 30 задач.
    Зачинатель изучения Окончания игор ( Руководство…, гл. XI). Исследовал нормальные окончания , ввел в русскоязычную литературу способ выигрыша тремя дамками против одинокой дамки, т.н. треугольник Петрова . Н. А. Кукуев, прославленный этюдист и учитель, писал: «Первые теоретические работы по исследованию нормальных окончаний принадлежат А. Д. Петрову, указавшему в своем руководстве (1827 г.) способ ловли одинокой дамки тремя дамками, владеющими большой дорогой. По борьбе же трех дамок, владеющих большой дорогой, против дамки и простой он дал лишь общие заключения, не касаясь детальной разработки» (Н. А. Кукуев, «100 шашечных этюдов», с.12, М., 1930).
    «Как подметил украинский мастер А. Колесников, путь к победе в окончании – белые дамки а1, с1, с3; черная дамка b8 – был продемонстрирован в 12 ходов еще автором «Книги для играющих в шашки» Педро Руизо Монтеро в 1591 году. А сам Монтеро применял его в практике еще за шесть лет до выхода книги. Поэтому за рубежом этот способ и поныне именуют способом Монтеро или «классическим методом», сообщает Владимир Голосуев ( Древняя и загадочная игра. (Мир шашек) – С.-Пб., 1997 )
    А.Д.Петров первым написал о поддавках, дал правила, стратегию игры, первым начал составлять композиции в поддавки (см. М. Дебец, А. Назаров «Поддавки — это шашки наизнанку» // ж. Наука и жизнь, №3 –2000). Поддавки и кипергани — прредставляют собой инверсии шашечной и шахматной игры.
    Владимир Голосуев, гроссмейстер и историк шашечной игры, писал: «Значение «Руководства…» для последующего развития шашечной игры исключительно велико. В то время еще не было единых правил игры, установившихся в практике начал и позиционных принципов ведения борьбы. Петров первым заложил основы существующего и поныне шашечного кодекса, открыл ряд ценных приемов в окончаниях, стал первым комментатором сыгранных партий и основоположником шашечной композиции» (Древняя и загадочная игра. (Мир шашек) – С.-Пб., 1997).
    Рустам Шаяхметов.
    ___
    Соч.:
    Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оныя, изданная Александром Петровым, (ч. 1 — 2: Теория шахматов; ч. 3 — 5: Практика шахматов), С.-Пб., 1824 (в 1977 г. вышло факсимильное переиздание).
    Руководство к основательному познанию шашечной игры, или искусство обыгрывать всех в простые шашки.— С.-Пб.: Тип. А. Смирдина, 1827.— 68 с.
    Первая книга по правилам игры в шашки, изданная в России (без указания автора). Описание правил и нотация, примерные партии, концы игр, 12 позиций для самостоятельного решения, игра в поддавки.
    О ней: Пименов В. Родоначальник шашечной литературы. (“Шашки”.— 1968.— №10.— С. 4—5); Мышковский В. Год издания —1827.(Там же.— 1977.— №5.—с. 17—19); Колесников А. Рецензия через полтора века. (Там же.— 1978.— №1.— С. 22—23); Автор или составитель? (Там же.— 1978.— №8.— С. 23—26; №9.— С. 21—22; 1979.— №1.— С. 4).
    Petrov A.D. Toward a Thorough Knowladge of the Game of Draughts or How to Win at Draughts. Honi soit qui mal y pense. St.Petersburg. Printed by A.Smirdin, 1827. USA, Dover, Massachusetts: Published by Whitefork Press, 2003, 53 p.
    Эта книга является официальным переводом на английский язык первой русской книги по шашкам, написанной Петровым А.Д.
    Попытка перевода этой книги и публикации была предпринята французским любителем Альфредом Ренье в 1890-1895 годах. Рукопись перевода осталась неопубликованной, скорее всего ввиду смерти Ренье, и сейчас находится в библиотеке известного библиографа, историка и теоретика шашечной игры – Круйсвига.
    Давид Нудельман, Библиография…
    Лит. (с подробной библиографией печатных работ А.Д. Петрова): Линдер И. М. А. Д. Петров — первый русский шахматный мастер. 2 изд., — М., 1955.

    #395041
    ALGIMANTAS
    Участник

    Уважаемый Рустам,
    Такое издание (в печатном или электронном виде), безусловно, было бы огромным вкладом в «копилку шашечной композиции» (насколько помню, шахматные композиторы такой словарь имеют. Да, много что они имеют…Вот здесь информация — и то неполная — сколько сайтов только по шахматной композиции http://www.selivanov.ru/link/ ). Те несколько текстов, которых я от Вас видел, безусловно, профессиональные.
    Но если серьезно настроится на подготовку такого издания, нужно нацелиться на интенсивную работу в несколько лет, действительно, иметь ядро подвижников, которые ясно обязались бы серьезно помочь (в том числе и из Франции, Голландии). По чисто специфическим проблемам шашечной композиции нужно привлечь несколько гроссмейстеров шашечной композиции (извинте, по таким вопросам Вам пока не хватит квалификации). Нужно несколько рецензентов, которые НЕ УЧАСТВОВАЛИ бы в подготовке издания, а потом «свежим взглядом» оценили тексты. Для печатного издания, конечно, нужны и деньги (видимо, не все согласится «за спасибо» готовить и тексты).
    Из меня, хотя бы в ближайшие несколько лет, серьезного помощника не будет и я не могу взять почти никакие обязательства. Но, если сообщите, что начата действительно серьезная работа и что это не так себе «пробы», то тексты об литовских шашечных композиторах, истории шашечной композиции в Литве, чемпионатах Литвы по осотавлению и решению и т.п. я «по Вашему сигналу» подготовлю в течении полгода от получении такого сигнала (конечно, бесплатно). Но не больше. И только, если у Вас будет реальные перспективы закончить работу.
    Algimantas Kačiuška

    #395042
    RS
    Участник

    Спасибо, уважаемый Альгимантас!
    Ваша помощь будет нужна, но в настоящее время проект движется очень медленно.
    Безусловно, знаний не хватает. перечислю: биографии, библиографии, конкурсы (где, когда, кто, и пр. статистика), организации по ШК, периодика (годы выпуска шаш. ж./ годы выхода шашечного отдела газ./ж. с публикациями произведений, конкурсы прошедшие), история, терминология, фото, диаграммы, обложки книг. Ничего не забыл? Забыл — статьи планируются на англ, фр., литов, голланд. яз-х, к-ыми не владею. :(
    ___
    Петр Александрович, спасибо за помощь! Как видите, результат виден.
    А кто такой А.А.Рязанко?
    __
    Потихоньку включаю статьи готовые, не требующие диаграмм.
    ___
    СОРТИР= ТУАЛЕТ
    простореч. запирание всех сил другой стороны; победа путем запирания (блокировки) всех сил.
    Еще из сер. 19 в. слышны указания на подобное значение : «Сделать заключение противника — значит кончить игру со славой. Заключение, или башня, носит на русском языке собственно другое название, но так как оно довольно неприлично, то и заменяется в образованнейшем классе приличнейшим. Воздушное заключение — есть то, в котором шашка заперта не в уголок и не на боковых линиях, а на середине, отчего окруженная с обеих сторон двумя задними квадратами, на которые не может ступить, она окажется как бы висячею на воздухе». Цитата из книги 1850 г. «Описание вернейших правил к изучению шашечной игры, составленное по лучшим источникам».
    ________
    Владыко приходил в «филиал» играть в шашки. Эту игру он обожал. Радостно хлюпая губами, словно вкусные оладушки смакуя, хватал он с доски шашки «за фук», а если удавалось загнать противника в «сортир» и хватануть дамку, да если две пешки запереть в углу — он цапал за подол рубахи, за кальсонные ошкуры проходящих военных, пучками подтягивал их к себе, не в силах от восторга чувств вымолвить внятное слово, выкашливал мокро: «Ты погляди, погляди, блямба, сор… сор…тир ка-а-ако-ой кра…си-венький, ка-ако-ой сла-авненький!»
    Астафьев В.П. Весёлый солдат. //ж. Новый Мир. 1998, №5

    …если брать аналогию с любимыми сталинскими шашками, не давать загнать себя ни в “сортир”, ни в дамки.
    Дмитрий Быков. Сын сапожника и сын художника. // ж. «Нева». 2005, №3
    ….
    ТУАЛЕТ = СОРТИР
    простореч. запирание всех сил другой стороны; победа путем запирания (блокировки) всех сил.
    ________
    [играя в нарды]
    Выбрасываю дубль. Четыре четверки, именно то, что требовалось для заточения шашек противника в их собственном доме, «в туалете», как говаривал в таких случаях мой батюшка. Стратегия злодейская. Победы она не гарантирует, но внутреннему садисту, что греха таить, приятно.
    Макс Фрай. Энциклопедия мифов
    ________

    #395043
    Fenix
    Участник

    Вообще-то это интернет-ляп: он не РЯзанко, а РЕзанко… Насколько я помню — составлял с бОльшим удовольствием ЗАДАЧИ.

    Думаю, что ДЛЯ ЗАТРАВКИ вам надо раздобыть (и списать из них информацию) книги:

    — СПРАВОЧНИК ШАШИСТА, Баку-1990, составители С.Н.Горбачев, Н.Б.Лошаков,
    — АЗБУКА ШАШЕК, Минск-2005, А.С.Ляховского, Н.В.Куриловича,
    — ЗАОЧНЫЕ ШАШКИ В БЕЛАРУСИ, Минск-1999, Н.В.Курилович,
    — ШАШИСТЫ БРЕСТЧИНЫ, Брест-2000, А.А.Волчек, А.Н.Лопата, В.В.Нагурный,

    — книги ГОЛОСУЕВА,
    — книгу СОМИНСКОГО,
    — книги ВИТОШКИНА, ИСАЕВА, ПУСТЫННИКОВА, ЦЫРИКА, КОВРИЖКИНА,

    — журналы ШАШКИ,
    — БИБЛОГРАФИЧЕСКУЮ КНИГУ НУДЕЛЬМАНА,

    — и это еще только начало… 😆 😆 😆

    #395044
    RS
    Участник

    «Нельзя объять необъятное», Козьма Прутков.
    «Давайте возьмемся за руки, друзья!»
    Лю-ди!!СОС!! (Казодоев, Бриллиантовая рука)
    ___
    НУЛЕВОЕ ИГРОВОЕ ПОЛЕ, «БЕЛАЯ ДЫРА»
    Такое поле, на к- ое нельзя делать ход или совершать через него взятие.
    Открытый конкурс решения композиций с Н.И.П. проводился Виталием Ворушило в газете «Спортивная панорама» (Беларусь) с 10.11.06 по 12.01.07.
    I место — Александр Болибрух (г. Гродно) — 170 очков; II место Петр Шклудов (г. Новополоцк) -160; III место — Владимир Сапежинский (г. Рогачев) – 160; далее: З.Каминский (г. Ошмяны) –70; С.Курапатов (Санкт-Петербург) – 55; В.Кравчук (г. Барановичи) и В.Бондарик (Минский р-н) — 50; А. Свирко (Витебская обл.) -40 очк. У остальных участников 30 и менее очков.
    _____
    РАЗОМКНУТАЯ ПОЗИЦИЯ
    такая, где противостоящие силы не соприкасаются и нет сил под боем. Обязательное техническое требование жанра доказать легальность, несоблюдение к-ого приводит к нерешаемости .
    ___
    РЕВЕРСИ
    термин.
    жанр, целью к-ого яв-ся «поменять в начальной позиции цвет шашек и выполнить задание» (Кодекс РБ, 2004, 1.4.4.).
    В шахматной композиции, в задачах, есть термин реверсивные темы – с изменением функции защитной угрозы и матующего хода (Зелепукин Н.П. Словарь шахматной композиции. – Киев, 1985, С.119).

    #395045
    edvardbuzinskij
    Участник

    СПРАВОЧНИК ШАШИСТА, Баку-1990, составители С.Н.Горбачев, Н.Б.Лошаков,
    — АЗБУКА ШАШЕК, Минск-2005, А.С.Ляховского, Н.В.Куриловича,
    A O CIO ETI KNIGI i dlia kogo(mozno korotko!)???

    #395046
    Fenix
    Участник

    СПРАВОЧНИК ШАШИСТА, Баку-1990, составители С.Н.Горбачев, Н.Б.Лошаков,
    — АЗБУКА ШАШЕК, Минск-2005, А.С.Ляховского, Н.В.Куриловича,
    A O CIO ETI KNIGI i dlia kogo(mozno korotko!)???

    Книга Ляховского/Куриловича — это учебник. Для словаря (энциклопедии?) подойдет глава 16 «Белорусские чемпионы» (много информации по чемпионам Чемпионатов РБ по композиции).

    Книга Горбачева/Лошакова — это именно СПРАВОЧНИК. Страницы 46-64 посвящены композиции.

    #395047
    edvardbuzinskij
    Участник

    UCEBNIK -ZNACIT PO NEMU MOZNO zanimatsia.A kakoj uroven?

    #395048
    Fenix
    Участник

    UCEBNIK -ZNACIT PO NEMU MOZNO zanimatsia.A kakoj uroven?

    Мне трудно судить об уровне ЭТОГО учебника. Я смотрел именно учебную часть очень бегло. Остался без впечатлений…

    #395049
    RS
    Участник

    Одним из нерешенных вопросов — биографии. Планировались давать такую информацию, что бы была интересна как, допустим, журналисту, так самим композиторам. Помимо информации, есть вопрос, как правильно писать (полные) имена. Привожу примеры, надеюсь, никого ненароком не обидел.
    АНДРЕЕВ Геннадий Михайлович, англ. Andreev Gennady, латв. Andrejews Gennadij
    KAČIUŠKA Algimantas, англ. Kaciuska Algimantas, русск. Качюшка Альгимантас
    Пример, увы единственный, того, какими хотелось видеть биографии.
    НАЗАРОВ Александр Ильич, NAZAROV Alexander

    игрок и этюдист в обратные шашки, мастер спорта России по поддавкам (1997). Доктор физ.-мат.наук, спец. 01.01.02 (дифференциальные уравнения), профессор (Санкт-Петербургский государственный университет).
    Достижения в шашечной композиции.
    13 чемпионат Москвы по шашечной композиции (1986) – 2 место;
    14 чемпионат Москвы по шашечной композиции (1987) – 1 место;
    15 чемпионат Москвы по шашечной композиции (1988) – 2 место;
    16 чемпионат Москвы по шашечной композиции (1989) – 1 место;
    1 конкурс клуба «Кипергань» (1990) – 1 место;
    2 конкурс клуба «Кипергань» (1991) – 1 место;
    Открытый чемпионат Витебской области 1997 года – 1 место.
    Поддавки
    Турниры по переписке
    Двукратный победитель заочных чемпионатов мира (1995-97, 1998-2000);
    Победитель III заочного первенства СССР (1981-82);
    Семикратный победитель (1981-82, 1982-83, 1984-85, 1987, 1988-89, 1992-94, 1999-2001) и двукратный призер (1991-92, 1994-96) заочных открытых первенств РСФСР и России;
    Шестикратный победитель Всесоюзных и международных заочных командных турниров в составе команды Ленинграда (Санкт-Петербурга) на 1 доске; личные результаты – пять первых и одно второе место;
    Другие крупные турниры по переписке:
    10 первых мест, 2 дележа 1-2 места, 4 вторых места, 2 дележа призовых мест;
    Заочные турниры по 100-клеточным поддавкам:
    3 первых места, 1 дележ 1-2 места, 1 второе место.
    Ретроанализ
    Победитель годового конкурса журнала «Редкие жанры +» за 1993 год;
    Победитель годового конкурса журнала «Редкие жанры +» за 1994 год;
    Победитель Первого открытого чемпионата России по решению ретрокомпозиций (1995).
    1. О некоторых дополнениях и уточнениях к списку дореволюционной шашечной литературы // Шашечный мир (Москва). 1998. N5/6. С.51-52 (совм. с Нудельманом Д.)
    2. Ред.: А.В. Мамонтов, И.Э. Оерс. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России – СССР в 1827-1991 гг. М.: 2001. 60с.
    3. Вместо предисловия // А.В. Мамонтов, И.Э. Оерс. Шашечная литература. Библиографический указатель изданий, вышедших в России – СССР в 1827-1991 гг. М., 2001. С.3-4 (совм. с Нудельманом Д.)
    Шахматная композиция
    1. От Приднестровья до Приморья. Итоги конкурса составления 1994 года. Судейский отчет // Редкие жанры + (Москва). Вып. 66 (1995). С.28.
    1а. Перепечатка (сокращ.): Шахм. композиция (Москва). 1995. N12. С.59-60.
    2. От Лунинца до Иллинойса. Итоги конкурса составления 1995 года. Судейский отчет // Редкие жанры + (Москва). Вып.71 (1996). С.57 (совм. с И. Верещагиным).
    3. XIII чемпионат России. Раздел ретроаналитических композиций. Судейский отчет // Шахм. композиция (Москва). 1997.18. С.59-63 (совм. с А. Брехуновым, И. Верещагиным).
    4. А судьи кто? // Редкие жанры + (Москва). Вып.73 (1997). С.73.
    5. Ред.: Альбом ФИДЕ на русском языке. 1983-1985. СПб.: Изд. «Макет». 1997. 418с. (совм. с В. Кацнельсоном, Б. Полонским).
    6. Оригинальная трактовка // Шахм. композиция (Москва). N27 (1999). С.62-63.
    7. Ред.: Альбом ФИДЕ на русском языке. 1986-1988. СПб.: Изд. Я. Россомахо. 2003. 416с. (совм. с В. Кацнельсоном, Я. Россомахо).
    8. StrateGem 2004 Retros Award. Судейский отчет // StrateGem (U.S.). N33 (2006). С.49-50.
    Шашечные поддавки: турниры, персоналии
    1. Турнир чемпионов // Информационный вестник. Вып.1. М., 1989. С.6-9.
    1а. Перепечатка: Интеллектуальные игры (Челябинск). Вып.2 (1991). С.49-50.
    2. Обратные шашки в Ленинграде // Информационный вестник. Вып.1. М., 1989. С.34-35.
    3. Предсказатели погоды не делают // Информационный вестник. Вып.3. М., 1991. С.9-12.
    4. Главный турнир // Информационный вестник. Вып.3. М., 1991. С.15-25.
    5. Сергей Болдин: «Поддавки — неотъемлемая часть моей жизни» (Наши интервью) // Информационный вестник. Вып.3. М., 1991. С.28-29.
    6. Удивительные «близнецы» // Информационный вестник. Вып.3. М., 1991. С.60-62.
    7. Поддавки живут // Шашечный вестник (СПб). N3 (ноябрь 1993). С.7.
    8. От Всесоюзного первенства – к чемпионату мира // Мой журнал (Новополоцк). 1998. N1. С.5-6.
    9. Мамонтов Александр Васильевич (1930-1999). Некролог // Шашечный листок (Новополоцк). 1999. N1.
    10. Мамонтов Александр Васильевич (1930-1999). Некролог // Шашечный мир (Москва). 1999. N1. С.43.
    11. Похвала маэстро // Мой журнал (Новополоцк). 2000. N2. С.7.
    12. Недюжинный двенадцатый // Мой журнал (Новополоцк). 2000. N3-4. С.3-4.
    13. Столбовые поддавки // Мой журнал (Новополоцк). 2002. N1. С.10-11.
    14. Юбилей // Хроника шашек (Москва). 2003. N5. С.23.
    15. Ремарки о Марке // Хроника шашек (Москва). 2003. N6. С.48-49.
    16. Поздравляем Сергея Болдина! // Хроника шашек (Москва). 2003. N6. С.50.
    17. Товию Пурку – 65! // Хроника шашек (Москва). 2003. N8. С.25.
    18. Клубу «Кипергань» – 25! // Мой журнал (Новополоцк). 2003. N3. С.2-3.
    19. [Поддавки] // Горизонты шашек (Винница). 2003. N10. С.32-33.
    20. Поддавки // Теория и практика шашечной игры: Сб. статей. Вып.2. СПб, 2004. С.94-98.
    Ист. (фото и информация):
    http://gamma.niimm.spb.su/user/mathphys/staff/AIN/cv_an.html

    #395050
    RS
    Участник

    Наверное, предпоследняя_партия статей. Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. Или наоборот._
    ЗАДАЧИСТ
    автор. (Гарри Далидович).
    задачный композитор.
    Неологизм сформирован по модели ‘название жанра’ + …ист суф. одуш. ‘деятель’, ср. проблемист ‘композитор проблем’ : этюдист ‘композитор этюдов’

    МИНИ
    жарг. миниатюра (преимущество о проблемах)
    MORESTRIKE
    в чекерсе: удар, снимающий наибольшее число шашек. см. kingstrike
    NACIONALINIS DIDMEISTRIS
    литов. высшее спортивное звание в ШК, национальный гроссмейстер. В настоящее время наивысшее звание получили: V.Bieliauskas, J.Leišys, B.Morkus, V.Sabonis, V.Studencov, G.Šilo, S.Žilevičius

    ОКОЛЬНИК
    1. устар. , совр. косяк
    диагональ а5-d8-h4-e1 (Лисенко, 1926, С. 14). Окольник опоясывает «фигуру сомкнутого косяка», т.е. b4 –e7- g5-d2 (откуда название дебюта косяк, см. Лисенко, 1926, С. 93). У Владимира Даля окольница пск. твр. оконница, оконная рама (см. ст. ОКОЛО). Окольник и косяк представляли собой единый образ.
    2. ‘косяк’ (т.е. а5-d8-h4-e1), зафиксировано: Медков, 1927, С.27.
    ПРОСТАЯ ШАШКА (устар.), ПРОСТАЯ
    первоначально – противоположность дамке.
    «…шашка, пока она не достигла последнего ряда […] доски, называется «простой шашкой ». […] простая шашка, достигнувшая последнего ряда доски, называется «дамкой» (доведью)». Лисенко, 1926, С.11 и далее
    СОСТАВИТЕЛЬ
    разг. автор произведений
    СТОЛБНЯК С САМООБЛОЖЕНИЕМ
    автор. (Борис Блиндер, 1937, С. 36)
    положение, когда черной дамке мешает выбраться на простор своя же простая, напр. в позиции Б. д. а5, g1; ч. д. e1, пр. f2
    СТРАНИЦЫ БОРИСА ФЕЛЬДМАНА
    интернет-ресурс http://www.bf2001.narod.ru/ . Представляет собой электронную версию рубрики в газете ЧеTVерг (Омск), к-ую вел Борис Фельдман. Проводились конкурсы решений.
    Весь список статей http://bf2001.narod.ru/chetverg/chetv000.htm
    УЧЕНИК
    ж., где 5 марта 1911 г. появился шашечный отдел под редакцией В.В. Локотьянова.
    Этюды И.А. Карякина (с. Куриловка), А.К. Мишина (Сергиев-Посад), А.В. Харьянова, А.Г. Савельева и В.В. Иванова (С.-Пб.).
    [диаграммы не поместил RS]
    Рецензия и источник: А.Г. Зенченков, Шашечные досуги, 1911, выпуск 4-5, С. 49-51
    ХАМЕЛЕОН
    1. комбинационный механизм [диаграммы не поместил RS]
    2. редк. «замечательный, но редко встречающийся вид эндшпиля, в к-ом белые могут выиграть не только при нормальном направлении движения своих сил (снизу вверх), но и если напрвить их движение в обратную сторону (сверху вниз)» (Мозер, С.11). Там же, на диагр.20, 585, 856 приведены примеры [диаграммы не поместил RS]
    [/i]

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 18 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.