Юрий, игровые алгоритмы — это не аналог «механизма размышлений шашиста». Такое сравнение не выдерживает никакой критики (думаю, вполне понятно, почему), а следовательно, все сравнения, вытекающие из него — тоже.
К тому же, Вы не совсем правильно понимаете, что такое игровые алгоритмы. Игровые алгоритмы — это не только перебор и оценка позиций. Это, в том числе, и использование различных библиотек, эндшпильных баз и. т. д., то есть всего того, с помощью чего программа играет.
Не забывайте также, что эндшпильные базы создаются тем же компьютером при помощи специальных программ для генерации ЭБ. Поэтому, вряд ли можно сомневаться в «правомочности» их использования при игре с человеком.
Человек использует в игре все свои знания и умения, программы — тоже. Например, нельзя потребовать от человека, чтобы он забыл во время игры все теоретические знания и занимался бы «голым» расчётом. Почему же Вы требуете этого от машины?
Также, на понял Вашу фразу по поводу игры на нестандартных досках без баз: «Это, кстати, возможно может помочь в разработке более эффективных алгоритмов расчета…». Интересно, каким образом?
С уважением,
МиГ.[addsig]