Что такое Шашки?

  • В этой теме 57 ответов, 12 участников, последнее обновление 12 лет назад сделано roman71.
Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 58 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #341393
    bajvik
    Участник

    Существует несколько различных понятий термина «Шашки». Приведу только некоторые из них:
    1. «ША́ШКИ, -шек. Игра белыми и чёрными кружками (шашками в 4 знач.) на доске в 64 (русские ~) или в 100 клеток (международные ~), состоящая в том, что каждый из двух партнёров старается уничтожить ~ соперника или лишить его возможности сделать ходы, а также соответствующий вид спорта» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова
    «Толковый словарь русского языка (онлайн версия); http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-39053.htm «).

    2. «Согласно общепринятому определению, Шашки, игра для двух партнёров на многоклеточной, обычно квадратной доске (клетки-поля попеременно окрашены в тёмный и светлый цвета) специальными, обычно круглыми фишками-шашками; подобно шахматам воспроизводит действия сражающихся по определённым правилам сил (http://slogos.ru/story/shashki.html).
    3. «Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишками-шашками. Подобно шахматам, шашки воспроизводят действия сражающихся по определённым правилам сил. Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, включающую множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками. Кроме шашек, в неё также входят такие игры, как алькерк, го, ко-вай, латрункули, нарды, рэндзю, сенет и другие. («Материал из Википедии — свободной энциклопедии»; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E0%F8%EA%E8)).
    Мне почему-то кажется, что приведённые определений ни сколько проясняют, сколько ещё больше запутывают суть понятия. Так всё-таки, «что же такое Шашки?».

    #433920
    dekster
    Участник

    да, нормальное объяснение (2,3). клеточная доска (неважно сколько клеток), круглые фигурки, и различные правила, играют 2 игрока , делая по очередности ход. вообщем все понятно, если смотреть шире :)

    #433921
    Аноним
    Гость

    Существует несколько различных понятий термина «Шашки»…

    Первое и третье не годятся. Первое определение есть слишком краткое и малоинформативное, третье слишком общее и под него подпадают ммногие игры (го все же никакие не шашки, различия слишком большие даже в ходах противников), о чем и написано в определнии.
    Второе определение было бы хорошим если бы добавить, то что отличает шашки — ходить надо наискосок, обязательность боя и т.п.

    #433922
    bajvik
    Участник

    dekster писал(а):

    да, нормальное объяснение (2,3). клеточная доска (неважно сколько клеток), круглые фигурки, и различные правила, играют 2 игрока , делая по очередности ход. вообщем все понятно, если смотреть шире

    А если смотреть «уже»? 😆 Я, кстати, не утверждаю, что объяснение «ненормальное». Вопрос лишь в том, какие Игры попадают в число Шашечных, а какие — нет? Допустим, в Нардах — доска не клетчатая и в различных вариантах Манкалы — тоже. При этом, например, в Оваре или в Тогуз-кумалаке, взятие фигур обязательное, но тип «боя» — иной. Или, например, Отелло. Кстати, в Рэндзю — взятий вовсе нет, но сама Игра включена в состав Федерации Шашек России на правах Секции и, стало быть, признана «Шашечной».
    Интересно, что есть Игровые Системы, которые явно относятся к Шашкам, но в них фигуры с самого начала — разнотипные, хотя один мой знакомый шашист, что все фигуры в Шашечных играх в начале партии должны быть одинаковыми. Но вот, например, в «Дамоне» — 3 вида «шашек» и в так называемых «Аштарашках» — тоже. Или, скажем, Шашечная Система, разрабатываемая моим знакомым из Свердловской области Виталием Чернышёвым, где действуют фигуры с 2 разными способами боя или модификация этой Игры, придуманная Александром Тевелевым-Сладковым, где действуют уже фигуры 3 типов с 3 разными способами взятия.

    #433923
    chaler
    Участник

    Признаки, которые я считаю общими для всех шашечных игр:

    1. Цель игры — лишить соперника всех возможных ходов (через уничтожение или запирание)
    2. Два качественно разных типа фигур — простая и более сильная дамка
    3. Простая превращается в дамку при достижении последнего от себя ряда. Дамочный ряд располагается на половине соперника и является для него первым рядом.
    4. Шашки противоположного цвета в начальной расстановке располагаются напротив друг друга и двигаются навстречу друг другу.
    5. Простая тихим ходом не может пойти назад, а дамка может
    6. При взятии шашка перескакивает через шашку соперника и та снимается с доски до конца игры.
    7. Взятие обязательно (те. ударный ход имеет приоритет над тихим)
    8. Последовательное взятие (т.е. взятие за один ход нескольких фигур соперника) возможно и обязательно.

    Признаки, которые могут варьироваться и отличают один вид шашек от другого:

    1. Размер и геометрия доски
    2. Игровые поля (или линии)
    3. Начальная расстановка
    4. Качества простой и дамки (при тихих и ударных ходах)

    #433924
    dekster
    Участник

    «3. Простая превращается в дамку при достижении последнего от себя ряда»
    смотря какие правила (бразильские, 100), тихим ходом — то да.
    хотя тут наверно поправка (4. Качества простой и дамки (при тихих и ударных ходах))

    «При взятии шашка перескакивает через шашку соперника и та снимается с доски до конца игры»
    если пошутить, то шашка возвращается на доску, когда игрок обозначает дамку (две шашки) :)

    #433925
    chaler
    Участник

    «3. Простая превращается в дамку при достижении последнего от себя ряда»
    смотря какие правила (бразильские, 100), тихим ходом — то да.
    хотя тут наверно поправка (4. Качества простой и дамки (при тихих и ударных ходах))

    «При взятии шашка перескакивает через шашку соперника и та снимается с доски до конца игры»
    если пошутить, то шашка возвращается на доску, когда игрок обозначает дамку (две шашки) :)

    3. Простая превращается в дамку при тихом ходе на последний для неё (дамочный) ряд. Дамочный ряд располагается на половине соперника и является для него первым рядом.

    #433926
    alemo
    Участник

    1. Цель игры — лишить соперника всех возможных ходов (через уничтожение или запирание))

    Вот кстати позиция, возможная только в чекерс (поскольку назад бить нельзя) и которую не может принципиально решить ни одна современная программа. Все они полагают, что позиция выиграна за чёрных из-за метериального большиства, а она ничейная.

    Ничья

    Здесь белые последовательно играют:

    fe7, ab4, ba5, cd8, bc7, ab6 и блок построен.

    Здесь белые «самозапираются» оставив себе лишь один ход вперёд-назад (ав8-ва7), и лишив соперника возможности разрушить блок. Насколько мне известно, во всех играх с возможностью боя назад (русские, стоклетки, бразильские), этой возможности нет. То есть нет позиций, где программа не может правильно определить результат. 😆

    =============================================
    Сейчас подумал, что неправ. Стоклеточной программе тоже наверное будет казаться, что здесь выигрыш у чёрных при их ходе

    #433927
    alemo
    Участник

    Признаки, которые я считаю общими для всех шашечных игр:

    1. Цель игры — лишить соперника всех возможных ходов (через уничтожение или запирание)
    2. Два качественно разных типа фигур — простая и более сильная дамка
    3. Простая превращается в дамку при достижении последнего от себя ряда. Дамочный ряд располагается на половине соперника и является для него первым рядом.
    4. Шашки противоположного цвета в начальной расстановке располагаются напротив друг друга и двигаются навстречу друг другу.
    5. Простая тихим ходом не может пойти назад, а дамка может
    6. При взятии шашка перескакивает через шашку соперника и та снимается с доски до конца игры.
    7. Взятие обязательно (те. ударный ход имеет приоритет над тихим)
    8. Последовательное взятие (т.е. взятие за один ход нескольких фигур соперника) возможно и обязательно.

    Признаки, которые могут варьироваться и отличают один вид шашек от другого:

    1. Размер и геометрия доски
    2. Игровые поля (или линии)
    3. Начальная расстановка
    4. Качества простой и дамки (при тихих и ударных ходах)

    Сначала мне показалось, что пропущены цвета полей, потом сообразил, что в турецких шашках все поля равноценны. Тем не менее можно точно сказать, что цвета фигур у разных сторон — разные.

    Если не ошибаюсь, можно также сказать без большой натяжки, что доска во всех видах шашек как минимум прямоугольная, во многих случаях — квадратная (частнй случай прямоугольника).

    Интересно другое … оказывается однаковых, общиих элементов то намного больше, чем различий 😆

    Ещё я бы здесь обязательно что-нибудь сказал о сходстве и различии в форме записи (нотации) — цифровая или арабская.

    #433928
    Аноним
    Гость

    Признаки, которые я считаю общими для всех шашечных игр:
    1. Цель игры — лишить соперника всех возможных ходов (через уничтожение или запирание)
    2. Два качественно разных типа фигур — простая и более сильная дамка
    ….

    Такое определние исключает из шашек такие игры как поддавки и башни. В первой цель другая, а во второй тип фигуры вообще меняется. Надо эти случаи как-то отобразить в определнии.

    #433929
    bajvik
    Участник

    chaler писал(а):

    Признаки, которые я считаю общими для всех шашечных игр:
    1. Цель игры — лишить соперника всех возможных ходов (через уничтожение или запирание)
    2. Два качественно разных типа фигур — простая и более сильная дамка
    ….

    Илана писал(а):

    Такое определение исключает из шашек такие игры как поддавки и башни. В первой цель другая, а во второй тип фигуры вообще меняется. Надо эти случаи как-то отобразить в определении.

    То определение, которое дал chaler — верно, но только для Шашечных игр только одного типа, хотя, возможно, и «основного». Но есть и ШИ. иных типов. Один из них назвала Илана: это Башни и другие Столбовые игры. Ещё один тип — это Шашки, где Дамок нет вовсе, а все фигуры — простые от начала до конца. К таким ШИ. относятся, например, Сенегальские шашки и Бездамочные шашки, предложенные лет 20 назад москвичами М.Нетрусовым и Ю.Таранниковым. Наконец, есть Шашки, в которых с самого начала партии действуют разнотипные фигуры 2 или 3 видов. Пожалуй, самая известная Игра этого типа — итальянская Дамоне.

    alemo писал(а):

    Сначала мне показалось, что пропущены цвета полей, потом сообразил, что в турецких шашках все поля равноценны. Тем не менее можно точно сказать, что цвета фигур у разных сторон — разные.

    Если не ошибаюсь, можно также сказать без большой натяжки, что доска во всех видах шашек как минимум прямоугольная, во многих случаях — квадратная (частнй случай прямоугольника).

    Интересно другое … оказывается однаковых, общиих элементов то намного больше, чем различий

    Ещё я бы здесь обязательно что-нибудь сказал о сходстве и различии в форме записи (нотации) — цифровая или арабская.

    Александр, из всякого правила могут быть исключения. Цвет фигур у разных сторон может быть и одинаковым, как, например, в Одноцветных шашках Павла Артамонова. Бенедикт Розенау из Германии называет их «Монохромными». Доска тоже не всегда квадратная или прямоугольная. В Шашки играют на Гексагональных досках, а также возможна Игра на круглой доске. Любопытны Игровые поля в т.н. «Индийских военных играх», которые тоже фактически можно признать Шашечными.
    Что касается Шашек «основного» типа, то, конечно, между ними сходства больше, чем различий. Это я могу подтвердить и как практик, пробовший играть в разные ШИ. Одни Игры даются труднее, другие легче, но в целом это вопрос привычки. Могу сказать, что для меня Турецкие шашки в чём-то оказались проще, чем Итальянские и даже Чекерс, и, как не странно, Чешские. В Испанские вообще оказалось играть очень легко и даже запрет боя назад во время партий почти не ощущался.
    Насчёт Нотации. В большинстве видов Шашек она цифровая и фактически более древняя. Буквенно-цифровая нотация (Система координат) была взята из Шахмат, причём, только в России, а позже, в Бразилии — видимо, благодаря влиянию В.М.Бакуменко. Допускаю, что если в национальной Шашечной игре нотация у бразильцев и существовала ранее второй половины ХХ века, то она была именно цифровой. Что касается Русских шашек, то их переход на «координатную» доску мог произойти по причине влияния Шахматной игры и прошёл вполне безболезненно, потому что в России почти не было Шашечной литературы, в отличии от Испании.

    #433930
    chaler
    Участник

    Похоже, что уникальность шашек заключается только в пунктах, связанных со взятием, причём, если включать столбовые, то надо убрать «побитая шашка снимается с доски» :)

    1. При взятии шашка перескакивает через шашку соперника
    2. Взятие обязательно (те. ударный ход имеет приоритет над тихим)
    3. Последовательное взятие (т.е. взятие за один ход нескольких фигур соперника) возможно и обязательно.

    Может ещё, уже не уверен :)

    4. Простая не может тихим ходом пойти назад

    Все остальные пункты могут варьироваться

    1. Цель игры
    2. Доска и игровые поля
    3. Начальная расстановка
    4. Фигуры
    5. Нотация
    6. Тихие и ударные ходы
    7. Превращение в дамку

    P.S. не сталкивался с бездамковыми шашками — что там происходит, если простая доходит до последнего ряда?

    #433931
    bajvik
    Участник

    chaler писал(а):

    1. При взятии шашка перескакивает через шашку соперника
    2. Взятие обязательно (те. ударный ход имеет приоритет над тихим)
    3. Последовательное взятие (т.е. взятие за один ход нескольких фигур соперника) возможно и обязательно.

    В целом, всё верно, но, как говорится, есть нюансы.
    По пункту 1. Существует несколько Шашечных игр, в который взятие происходит не перескакиванием через шашку соперника, а, как в Шахматах, то есть, ставя бьющую фигуру на место сбитой, либо в сочетание боёв: шашечного и шахматного. Одну из Игровых Систем с шахматным типов взятия описал Давид Саргин под названием «Североамериканские шашки» и Виктор Адамович в своей известной книге «130 игр…» со ссылкой на Саргина. Другая игра, придуманная одним автором, это «Аштарашки» (я бы их лучше назвал «Аштар-шашки»:Аштар — сокращение от названия города «Аштарак»).
    Сочетание боёв применяется в Дуальных шашках, которые разработали мы с А.Тевелевым-Сладковым, используя идею одного товарища из Казахстана). Кстати, есть одна малоизвестная Игровая Система, которую предложил Христиан Фрилинг из Нидерландов. Это «Бушка». В этой Игре взятие фигур соперника происходит по методу «присосок», что несколько напоминает способ боя в «Фанароне». Интересно, что в Бушке фигуры можно забрать в обе стороны, то есть, сначала прямо, а потом, в обратном направлении.
    По пункту 2. Обязательное взятие в Шашках было не всегда, да и сейчас оно встречается не во всех Играх Шашечного типа. Кроме того, есть Игровые Системы, где действуют фигуры нескольких типов и тип боя — более сложный. Например, в Дамоне «солдаты» не могут брать «офицеров» и «королей», а «офицеры» — королей. В Аштарашках, где фигуры имеют цифровое значение:1,2 и 3, единица может бить только двойки, двойка — тройки, тройка — единицу.
    По пункту 3. В Гавайских шашках (Каноне) игрок имеет право не бить все фигуры, находящиеся под боем, то есть, можно остановится в любом месте. По моему, аналогичное взятие вполне применимо в Лягушке (Froglet), но так игра в партии идёт на набор большего количества очков и действуют фигуры 4 цветов с разным значение баллов (1,2,3,4), поэтому «неполный бой», как правило, нецелесообразен. Хотя, если в ответ на полное взятие, соперник може взять фигуры с большим значением, то игроку лучше «уменьшить свои аппетиты». 😆

    #433932
    chaler
    Участник

    chaler писал(а):

    1. При взятии шашка перескакивает через шашку соперника
    2. Взятие обязательно (те. ударный ход имеет приоритет над тихим)
    3. Последовательное взятие (т.е. взятие за один ход нескольких фигур соперника) возможно и обязательно.

    В целом, всё верно, но, как говорится, есть нюансы.
    По пункту 1. Существует несколько Шашечных игр, в который взятие происходит не перескакиванием через шашку соперника, а, как в Шахматах, то есть, ставя бьющую фигуру на место сбитой, либо в сочетание боёв: шашечного и шахматного. Одну из Игровых Систем с шахматным типов взятия описал Давид Саргин под названием «Североамериканские шашки» и Виктор Адамович в своей известной книге «130 игр…» со ссылкой на Саргина. Другая игра, придуманная одним автором, это «Аштарашки» (я бы их лучше назвал «Аштар-шашки»:Аштар — сокращение от названия города «Аштарак»).
    Сочетание боёв применяется в Дуальных шашках, которые разработали мы с А.Тевелевым-Сладковым, используя идею одного товарища из Казахстана). Кстати, есть одна малоизвестная Игровая Система, которую предложил Христиан Фрилинг из Нидерландов. Это «Бушка». В этой Игре взятие фигур соперника происходит по методу «присосок», что несколько напоминает способ боя в «Фанароне». Интересно, что в Бушке фигуры можно забрать в обе стороны, то есть, сначала прямо, а потом, в обратном направлении.
    По пункту 2. Обязательное взятие в Шашках было не всегда, да и сейчас оно встречается не во всех Играх Шашечного типа. Кроме того, есть Игровые Системы, где действуют фигуры нескольких типов и тип боя — более сложный. Например, в Дамоне «солдаты» не могут брать «офицеров» и «королей», а «офицеры» — королей. В Аштарашках, где фигуры имеют цифровое значение:1,2 и 3, единица может бить только двойки, двойка — тройки, тройка — единицу.
    По пункту 3. В Гавайских шашках (Каноне) игрок имеет право не бить все фигуры, находящиеся под боем, то есть, можно остановится в любом месте. По моему, аналогичное взятие вполне применимо в Лягушке (Froglet), но так игра в партии идёт на набор большего количества очков и действуют фигуры 4 цветов с разным значение баллов (1,2,3,4), поэтому «неполный бой», как правило, нецелесообразен. Хотя, если в ответ на полное взятие, соперник може взять фигуры с большим значением, то игроку лучше «уменьшить свои аппетиты». 😆

    Ну так значит, это и не шашки, а гибридные игры! Я бы вообще не рассматривал шашки, придуманные энтузиастами — им же числа нет! Мы тоже с друзьями придумывали новые игры и они были довольно интересны. Например, мы в Ижевске играли в стоклеточные столбцы с ограничением высоты колонны (чтобы удобнее блицевать). Главное отличие от классических столбовых заключалось в том, что колонны не могли быть выше 4 шашек и 5-я шашка сверху выкидывалась. Естественно вся стратегия игры встала с ног на голову, поскольку наверх надо было заманить вражескую шашку. Получился весёлый гибрид столбовых и поддавков, его большой плюс в том, что нет высоких колонн, неизбежно получающихся на большой доске.
    В 80-х годах всех заразили «пресмашки», придуманные минчанами А.Пресманом и П.Шацовым. Они отличались от стоклеток всего одним правилом — бортовая шашка тоже билась, но по шахматному принципу. Шашечый и шахматный бои вместе давали очень длинные удары. Как сейчас помню дебютный удар: 31261823 37311218 3530712? 3025!2025 26211737 33221827 34302534 40:29:18:7:1:6:17

    #433933
    alemo
    Участник

    Всё очень просто — ШАШКИ это то, что удовлетворяет условиям, а не наоборот. Тогда и доска будет прямоугольной, шашки разного цвета а побитая шашка снимается с доски.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 58 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.