"Неразумная сила искусства"

Главная Форумы Обо всем, кроме шашек Околошашечные темы "Неразумная сила искусства"

Просмотр 15 сообщений - с 541 по 555 (из 801 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #430642
    SB
    Участник

    Семен БЕРЕНШТЕЙН

    * * *

    МАЭСТРО

    (Новая редакция. Публикуется впервые)

    Две тайны – музыка и шашки,
    Как два безбрежных океана,
    В душе свободной и бесстрашной
    Слились аккордами органа.

    В душе, не знающей покоя,
    Повелевающей штормами,
    Бушует вечною игрою
    Незатухающее пламя.

    И в этой музыке гармоний –
    Средь черно-белого смятенья –
    Какою огненною болью
    Вдруг прожигает озаренье!

    О, эта мука откровений, –
    Каких достойна ты оваций,
    Когда сверкающим виденьем
    Взметнётся буря комбинаций!

    Когда она взорвет преграды
    И разметает укрепленья, –
    Какая дивная отрада
    Вдруг заиграет в упоенье!

    А может… вместо этой бури –
    За жертвою необычайной,
    Как диссонансом партитуры, –
    Тишайший ход, как бы случайный,

    Всплывет – и бездну перекоса
    И запредельного смятенья
    Взрывает чудо парадокса,
    Чью тайну знает только гений!

    Иль, может, так: лишь полутенью,
    Лишь полутоном, лишь намёком –
    За ходом ход, как по ступеням, –
    Манёвр, рассчитанный далёко.

    Нет! не рассчитанный – пронзённый
    В одно безумное мгновенье,
    Когда, стрелою унесённый, –
    Он весь полёт и вдохновенье…

    О, не пустая то забава
    Для суеты и праздной лени, –
    Здесь всех веков звенящей лавой
    Клокочет таинство Вселенной!

    Здесь мысль и дух, и тайны мира,
    И зов сражений и победы!
    Здесь и высоты, и глубины,
    Здесь боль, страдания, и беды!..

    Здесь всё поёт могучей силой,
    Вздымаясь вихрями оркестров!..
    Здесь дирижёр – ЗИНОВИЙ ЦИРИК –
    Великий шашечный Маэстро!

    #430643
    SB
    Участник

    З. И. ЦИРИК

    Выигрыш

    1. e5–d6!….…………

    Первый ложный след: 1.bc3? bc5! (Но не 1…ef6? 2.ed6 bc5 3.d:b6 a:e7 4.ed4 ed6 5.gh4 dc5 6.d:b6 a:c7 7.c:a5 fe5 8.de3 gf6 9.ef4 e:g3 10.h:f2 fe7 11.fe3 ed6 12.ed4 de5 13.dc5 ef4 14.cb6 cd6 15.ba7 fg3 16.ab8 fe5 17.ba7 gh2 18.hg7 hg1 19.gf8 с выигрышем) 2.d:b6 a:c5 3.ed6 ef6 4.gh4 c:e7 5.ef4 ed6 6.fg5 de5 7.g:e7 f:d6 8.h:c5 b:d6 9.de3 dc5 10.ef4 e:g3 11.h:f2 ab4 12.c:a5 cd4 с ничьей.

    1.….….e7:c5………..

    2. b2–c3….g7–f6……

    Если 2…fe7, то 3.h:d6 c:e7 4.de5 ed6 5.e:c7 b:d8 6.gf4 ab6 7.fe5 de7 8.ed6 e:c5 9.cd4 bc3 10.d:b2 с выигрышем.

    3. g3–h4….………….

    Второй ложный след: 3.gf4? ab2 4.c:a3 fg5 5.fe5 gh4 и т.д. с ничьей.

    3.…..….f8–e7………

    На 3…ab2 следует 4.c:a3 fe7 5.hg7 и далее, как в главном варианте.

    4. h6–g7..f6:h8…..

    5. h4–g5! …………..

    Третий ложный след: 5.ef4? c:g5 6.h:d8 hg7! 7.dg5 (7.dh4 bc5 8.he1 gh6! и т.д. с ничьей) 7…bc5 8.gh6 cd4 9.c:e5 bc3 10.d:b4 a:c3 11.h:f8 cb2 12.ef6 ab6 13.f6–g7 bc5 14.f:b4 a:c5 15.c:a3 cd4 с ничьей.

    5. ………a3–b2……..

    Если 5…hg7, то 6.ef4 c:e3 7.gh6 e:g5 8.h:d6 bc5 (8…gh4 9.de5 ab2 10.c:a1 bc3 11.e:b2 hg3 12.de3 gh2 13.ba3; 9…bc5 10.cd4 c:e3 11.d:f4; 8…ab2 9.d:a3 b:d4 10.ab2 gh4 11.b:e5 bc5 12.de3 и 13.ef4) 9.de5 cd4 (9…gf4 10.e:h2 cd4 11.c:e5 bc3 12.d:b4 a:c3 13.ef6 и т.д. с выигрышем) 10.eh8 d:b2 11.h:a1 gf4 12.de3 f:d2 13.c:e3 ab6 14.ah8; если 5…ed6, то 6.gh6 de5 7.d:f6 cd4 8.c:e5 bc3 (8…ab2 9.c:c5 b:f2 10.de3) 9.d:b4 a:c3 10.fe7 cd2 (10…cb2 11.ef6 ba5 12.ed8 ab6 13.ed4 ba1 14.hg7) 11.ed8 d:d6 12.d:a5 de5 13.ad8 ed4 14.df6 de3 15.hg7 ef2 16.fd8 h:f6 17.d:e1.

    6. c1:a3……h8–g7..

    7. e3–f4!!c5:c1

    8. a3:c5……b6:b2

    9. g5–h6…..c1:g5

    10. h6:h6.……………..

    Творчество Цирика – это сама воплощенная суть шашечного искусства, его подлинно философской глубины, многомерности, многогранности, его чарующей поэтичности. Как и все истинно великое, оно исполнено прозрачной ясности, удивительной простоты и пронзительной красоты, которые, будучи слиты воедино, наполняют каждого, кто приобщается к этому животворному источнику, волнующим трепетом сопричастности тайне, доступной лишь гениям.
    Тайна Цирика – это тайна шашек – их огонь, их боль, их страдание, их радость, их счастье, их свет, их гармония. Творчество Цирика неисчерпаемо и непреходяще, как само Искусство.

    (Семен Беренштейн)

    #430644
    SB
    Участник

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    Публикуется впервые

    Посвящается

    Зиновию Исааковичу ЦИРИКУ

    П

    8 (3 A), 8, 28-22, 9, 36, 7 – 2-х-финальная основа
    автора задачи – (12/15 B), 25-30, 28, 10, 9, 48, 49 [43];

    B (30), 50, 16, 18, 33, 16:20, 48 [42];

    A (1), 26-17, 31, 18, 6, 4, 8, 19, 11, 46/19-37, 26, 31,
    19/46-41 [36].

    Примечания:

    При 12→пр. – ППР: 34-29, 23, 25-20, 26-17, 33, 7, 4,
    8 (34 a), 30, 40, 35, 40, 50 [45];
    a (40), 44… [45].

    При 7→пр. – перестановка 2-го и 3-го ходов в VP.

    #430645
    SB
    Участник

    #430646
    SB
    Участник

    #430647
    SB
    Участник

    А. И. МЕДВЕДЕВ

    «Резец», 1929 г.

    П

    ed6 (c3/b2 A), f6, c5 [e7];

    A (b6), h6, b6, b6, gf2, c5, e7, hg7, ad4, h4, g3,
    g1 [h2].

    #430648
    SB
    Участник

    #430649
    SB
    Участник

    #430650
    SB
    Участник

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    Публикуется впервые

    П

    17-28, 8 (17 A), 27-13 (12 B), 31-22, 11,
    7
    – 2-х-финальная основа автора задачи, –
    (12/15 C), 25-30, 28, 10, 9, 48, 49 [43];

    C (30), 50, 16, 18, 33, 16:20, 48 [42];

    B (26), 2, 7, 2-8, 13-9, 36-9, 8, 49, 31, 31, 15, 20, 22,
    35, 40, 50 [45];

    A (12), 27-13, 31-22 … VP… [42/43].

    Примечание:

    При 10→пр – ЧПР: B (26), 2, 7, 36-31, 13-9, 17,
    49, 48, 49:46 [42].

    #430651
    SB
    Участник

    ЗИНОВИЙ ЦИРИК

    * * *
    Лабиринты эндшпиля

    (Из книги «ШАШКИ – МОЯ ЖИЗНЬ», стр. 480-482)

    Работать с Зиновием Исааковичем было для меня всегда огромной радостью. Обычно, приходя ко мне, он сразу же расставлял позицию и затем показывал мне главный вариант решения. Затем шли разветвления. Причем, я просил показывать мне их как можно больше, и затем мы определяли, какие из них следует оставить для печати. Это зависело, главным образом, от того, куда готовился этот материал. Если для газеты, то рамки были жестко ограничены, и приходилось буквально резать по живому, отбрасывая немыслимой глубины и красоты варианты. Но зато, если это была статья для специализированного издания, то тут, конечно же, можно было чувствовать себя свободнее. Хотя, конечно же и здесь были довольно жесткие ограничения в отношении количества промежуточных диаграммм. Часто позиции в самых далеких от главного русла решения вариантах были, на мой взгляд, очень красивы, и мне было всегда очень жаль, что они остаются в безднах бесстрастной нотации, так и не получивши своего зримого проявления. А что уж говорить о тех вариантах, которые приходилось отсекать целиком. И что меня всегда поражало в Зиновии Исааковиче, так это то, с каким спокойствием он шел на эту вивисекцию. Глядя на олимпийское спокойствие такой его расточительности, я всегда думал, что только гений, клокочущий бесчисленным многообразием идей, мог позволить себе такое поистине царственное великодушие. В ответ на мои сожаления, он всегда отвечал мне: Сеня, а что можно сделать.
    Помню, он пришел ко мне и сходу говорит: Сеня, что я вчера на пляже нашел! Где, где? – спрашиваю я. На пляже, отвечает он, когда я отдыхал с Еленой Яковлевной. (С этой прекрасной женщиной Зиновий Исаакович иногда приходил ко мне вместе, и я им ставил свои пластинки классической музыки (которых я за свою жизнь насобирал огромное множество и которые я, когда уезжал в Германию, подарил Сергею Юрьевичу Юшкевичу, с которым мы сотрудничали в журнале «Доведь» и для которого я написал свою самую первую статью – «Размышления о задаче») и читал стихи (у меня огромная библиотека русской поэзии, которую мне, к счастью, удалось вывезти с собой в Германию и благодаря которой я никогда не чувствую себя одиноким). Да, так вернусь к словам Зиновия Исааковича: Я вчера на пляже отдыхал с Еленой Яковлевной, и мне молнией высветилась позиция из моей партии с Шевченко из первенства Украины 1950 г. Возьми, говорит он мне, книгу «Четверть века за шашечной доской» и открой на странице 34. Открываю, и он дальше говорит: так вот, через столько лет я вдруг увидел, что я тогда ошибся, написав, что у белых в этой позиции выигрыш. Оказывается, у черных фантастический путь к ничьей. Я решил, говорит он мне, поменять цвет и сделать из этой позиции этюдное окончание. И потом – полились волшебные мелодии вариантов, и в самом конце – ослепительный, невероятный, поистине фантастический финал, где черную дамку в окружении трех своих простых буквально парализует одна единственная дамка белых. Этот шедевр приведен в последней книге Зиновия Исааковича Цирика «Шашки – моя жизнь» (стр. 480, поз. №5 (485-488)).

    (Семен Беренштейн)

    #430652
    SB
    Участник

    #430653
    SB
    Участник

    #430654
    SB
    Участник

    В. М. ГОНЧАР

    «64-ШО», 1991-4-1806

    П

    ef2 (h4 A), cd2, b6-a7, f2, e7, c7, b4, g7, e3, e1 [f2];

    A (g3), c5, b4, a1, g7, g7, f2, h6, g5, h2-g3 [h4].

    #430655
    SB
    Участник

    #430656
    SB
    Участник

Просмотр 15 сообщений - с 541 по 555 (из 801 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.