"Неразумная сила искусства"

Главная Форумы Обо всем, кроме шашек Околошашечные темы "Неразумная сила искусства"

Просмотр 15 сообщений - с 721 по 735 (из 801 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #430822
    SB
    Участник

    Не стало АНТАНАСА ГИМБУТАСА… ─ человека, значение которого для шашечной композиции трудно переоценить. О нашем сотрудничестве я рассказывал в своих статьях «ПАРТИТУРА ГИМБУТАСА» и «ТЕМА С ТРАНСФОРМАЦИЯМИ». Это сотрудничество было не только необычайно плодотворным, но и исключительно дружеским, теплым, сердечным. И для меня лично боль этой утраты просто невыразима…

    Приведу еще раз цикл задач-близнецов, опубликованный мной ранее на этом форуме (Авг 30, 2012 — 11:28 AM (время ─ центрально-европейское)), который я посвятил этому замечательному человеку.

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    ЗАДАЧИ-БЛИЗНЕЦЫ

    Памяти

    АНТАНАСА ГИМБУТАСА

    (02.01.1941 ─ 10.01.2013)

    (a)

    [25]

    [42]

    [43]

    {45}

    (b)

    ((a)→(b): 37↔43)

    [25]

    [45]

    {42}

    {45}

    (c)

    ((a)→(c): 37↔42, ч.д.44→ч.п.)

    [25]

    [45]

    {43}

    {45}

    З А П Е Р Е Т ЬAП Р О С Т У Ю

    I 28, 11 (17 А), 22, 14-10,
    10, 8, 11, 7 (12/15 B), 25-30, 28,
    10, 9, 48, 49 [43];

    B (30), 50, 16, 18, 33,
    16:20, 48 [42];

    А (21), 41, 32, 8, 7, 33,
    9, 25-30, 35, 10, 20,
    35-30 [25].

    I 28, 11 (17 А), 22, II 31,
    9, 18, 8, 27, 7, 13, 49, 31,
    8, 15, 20, 17, 35, 40, 50 [45];

    А (21), 41, 32, 8, 7, 33, 9,
    25-30, 35, 10, 20,
    35-30 [25].

    II 14-10, 10, 8, 11, 7
    (12/15! II-A);
    II-A (30?), 50, 16, 18, 33,
    16:20, 48 {42}.

    I 28, 11 (17 А), 22, II 31, 9,
    18, 8, 27, 7, 13, 49, 31,
    8, 15, 20, 17, 35, 40,
    50 [45];

    А (21), 41, 32, 8, 7, 33,
    9, 25-30, 35, 10, 20,
    35-30 [25].

    II 14-10, 10, 8, 11, 7 (30! II-A);
    II-A (12/15?), 25-30,
    28, 10, 9, 48, 49 {43}.

    I 7, 8 (17!, I-A);

    I-A (12?), 7, 22, 46-41, 22, 24-20, 2, 11, 27, 20-9, 11, 15, 20, 49, 35, 40, 50 {45}.

    Примечание:

    При ч.п. 44 в (a) и (b) – ЧПР:

    А (21), 41, 37, 12, 9 (13 а), 25-20, 23-18, 7, 28, 8, 15-10 … [5];
    а (30), ), 48, 23-18, 8, 39, 7, 15-10 … [5].

    #430823
    SB
    Участник

    Свою статью о творчестве Международного гроссмейстера по шашечной композиции, Заслуженного артиста Украины Сергея Юрьевича ЮШКЕВИЧА, опубликованную мной 12.01.2013 на форуме «ЮБИЛЕЙ С.Ю.ЮШКЕВИЧА», я решил продублировать и в этой теме, добавив при этом пару видео.

    МУЗЫКА… ВОЛШЕБСТВО… ГАРМОНИЯ…

    „Две тайны – музыка и шашки…“

    (Семен Беренштейн. «Маэстро»)

    Музыка и шашечная композиция… Как необычно это сочетание таких, казалось бы, абсолютно несхожих сфер искусства… И в то же время – как органично они слились в двуединстве творческого феномена музыканта (лауреата международного конкурса пианистов имени Королевы Елизаветы) и шашечного проблемиста (международного гроссмейстера, двукратного чемпиона СССР и десяти(!)-кратного чемпиона Украины) – СЕРГЕЯ ЮШКЕВИЧА. Я слышал в его эмоциональном исполнении Второй фортепьянный концерт Рахманинова, о котором я вспомнил, верней – монументальные аккорды которого я явственно ощутил – именно ощутил, когда передо мной развернулась блистательная игра его непередаваемой красоты дамочной проблемы.

    №1

    “De Problemist”, June 2004.

    ВЫИГРЫШ

    43, 20 (43 A), 1, 1:18, 48 [(49),35,39,43];

    A (45) 40, 2, 40, 48 [(49),39,43,44].

    Трудно даже себе вообразить, что такое вообще возможно. Что это: задача, оказавшаяся фантастической проблемой, или проблема в парадоксальной задачной реализации? Это самое большое чудо, которое мне довелось когда-либо увидеть в шашечной композиции. Такое непредставимое объединение необъединимого, достигнутое на высочайшем взлете творческой фантазии! И притом – не на поверхностном уровне механического сцепления, а на самом глубинном уровне – уровне синтеза феерической комбинационности проблем и захватывающей вариантно-игровой трансформативности задач. Вот он момент истины – этот удивительный синтез, в недрах которого, как в бездонной гармонии, – вдохновенными аккордами Рахманиновского концерта – мне и открылся подлинный смысл шашечной задачной композиции. Нет, он не в финалах, какими бы невероятными они ни были. Не в их – пусть даже и самых виртуозных – механизмах объединения. В самой своей сокровенной сути он – в той таинственной гармонии, которая одна лишь и способна звучать возвышенной музыкой творческого духа.
    Задачное творчество Юшкевича – это не просто открытие ранее неведомого в данной области шашечной композиции. Нет, это нечто большее, ибо это открытие явилось подлинным откровением – откровением художественной высоты и философской глубины задачного жанра, которое даровано нам как некая эстетическая summa summarum его более чем векового развития. И это при том, что в общей сложности С.Юшкевичем составлено чуть более десяти задач. Как мало и в то же время как много! Уже одного вышеприведенного шедевра было бы достаточно, чтобы имя его автора навсегда вошло – как одно из самых выдающихся – в летопись яркой истории задачной композиции. А ведь у него почти каждая задача – это шедевр. Впрочем, смотрите (а еще точнее – слушайте) сами:

    №2

    “ШАШЕЧНЫЙ МИР”, # 2, 1998.

    Д + 2П

    26 (22:31 A), 3, 03:13, 18, 45:01, 48:39, 26-12, 01:34, 48 [(47),36,42];

    A (42:31), 26:03, 2 (29 A1), 50, 48:26, 28, 37, 12, 15, 47 [(46),36,41];

    A1 (22:31) 48:26, 50, 28 … вар. А… [(46),36,41].

    (Задача составлена 25.06.1997.)

    Итак, вслушайтесь, как чарующи скрипичные мелодии изысканных спиралевидных полетов дамок… как щемяще тремоло ударов на большинство… как динамичны упругие ритмы вариантно-игровых взаимотрансформаций… и как волнующи заключительные аккорды поражающего своей смелостью и оригинальностью главного финального механизма! Это ли не музыка! Это ли не возвышеннейшая симфония рацио и чувства, логики и фантазии, алгебры и гармонии!
    Как видим, и в классическом своем исполнении задачи Юшкевича – как на некоем эстетическом императиве – основаны на чудодейственном парадоксе межжанрового синтеза. Говоря о генезисе этого императива – этого основополагающего инварианта задачного творчества Сергея Юшкевича, следует отметить как субъективную, так и объективную составляющие закономерности его возникновения. Дело в том, что наличие в проблеме задачного финала всегда усиливает ее эстетическое воздействие, что является объективным фактором появления именно таких проблем. Вот одна из красивейших проблем на эту тему, автором которой как раз и является Сергей Юшкевич – признанный мэтр этого жанра шашечной композиции:

    №3

    L’Effort, # 151, 1973.

    ВЫИГРЫШ

    18, 23, 249, 41, 38, 3, 40, 5.

    Как неожиданно и в то же время как естественно впечатляющее зрелище комбинационной игры в этой масштабной проблеме завершается совершенно невероятным финалом, включающим в себя уникальное заключение дамки и двух простых «на весу». И таких проблем с задачными финалами в творчестве С. Юшкевича немало, как немало их и в творчестве других проблемистов. Но – и здесь я перехожу к субъективному фактору – лишь Сергею Юшкевичу, подошедшему к проблеме межжанрового синтеза с другой – диаметрально противоположной – стороны – со стороны задач, – удалось – благодаря его поразительной интуиции – проникнуть в самую ее сердцевину, постичь ее парадоксальную – никакому рациональному анализу не доступную – природу и в открывшейся – как озарение! – художественно-механизменной парадигме найти – с блеском им в его феноменальной серии задач-шедевров воплощенное – ее ярчайшей оригинальности решение, суть которого я бы выразил так: межжанровый синтез – это триумф взаимотрансформационной логики, одухотворенной стихией гениального комбинационного воображения.
    Но довольно о теории (
    „Суха теория, мой друг…“ Гете. «Фауст»). Лучше посмотрим еще несколько жемчужин задачно-композиторской практики Сергея Юрьевича Юшкевича. Вот один из поэтичнейших образцов его несравненной творческой сокровищницы:

    №4

    “ШАШЕЧНЫЙ МИР”, №2, 1998.

    Д + 2П

    8 (13:16 A), 36, 36:39, 23, 23:40 [(49),35,43];

    A (13:11), 20, 36, 36:13, 42, 42:20, 13:39, 39, 49 [(50),44,45].

    (Задача составлена 18.06.1997.)

    Какая воздушная архитектоника! Какое изысканное мастерство! Какой волшебный свет совершенства! Как будто перед тобой не создание ума, а –

    „Природы совершенное творенье
    Для совершенных вытканное глаз“.

    (Николай Заболоцкий. «Лодейников»)

    И в этой магии света и совершенства мне чудятся проникновенные, неземные звуки «Лунной» сонаты, которую мне хоть и не привелось слышать в исполнении Сергея Юрьевича, но которую я так отчетливо слышу сквозь эту завораживающую партитуру сердца.

    Музыка… Волшебство… Гармония… Вот самые точные определения творчества Сергея Юшкевича. Ведь сказал же поэт:

    „Мирозданье – лишь страсти разряды,
    Человеческим сердцем накопленной.“

    (Борис Пастернак. «Определение творчества»)

    А вот следующая его задача – это уже поистине «страсти разряды».

    №5

    “ШАШЕЧНЫЙ МИР”, №2, 1998.

    Д + П

    28, 04:38 (50 A), 06:44 (49:30 B), 25:39 [(50),35];

    B (50:30), 25:43, 50 [(49),44];

    A (2), 06:22, 13, 25:43, 49 [(50),44].

    (Задача составлена 13.04.1997.)

    Какой первый ход! Какая игра! Какие финалы! Шторм… Ураган… Ослепительные вспышки молний… И это тоже Бетховен, но не исполненная покоя и умиротворения «Лунная», а могучая, порывистая, неукротимая «Аппассионата».

    Создать такое чудо мог не просто художник, а художник-творец, провидец, мыслитель и повелитель стихий! Но – парадоксальной идее уже тесно в привычных рамках ста клеток, и вот – еще одно чудо – чудо преодоления и прорыва к новым рубежам и горизонтам.

    №6

    Д + П

    h4-l6 (f6:h4 A), k3:g3 (m5:m1 B), a11:l2 (k1:m5 C), n6:k3 [(m1),n4];

    C (m1:m5), n6:h2, m1 [(k1),l2];

    B (k1:d12), a11:f6, f6-h8, n6:h2, k1 [(m1),l2];

    A (m5:k7), n6-k9, k3:f4, a11:h8, k9-e5, e5-k1 [(m1),l2].

    (Задача составлена 10.12.2006.)

    “В тот самый день, когда твои созвучья
    Преодолели сложный мир труда,
    Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
    Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.“

    (Николай Заболоцкий. «Бетховен»)

    И вот – в извечной погоне за неуловимой мечтой об идеале – покорена еще одна сверкающая вершина искусства! Грандиозный замысел воплощен! Стихия укрощена! Невероятной мощи синтез высвободил небывалый заряд эстетической энергии и породил невиданную дотоле гармонию – гармонию яростной воли, неукротимого интеллекта, бездонных глубин человеческого сердца и запредельных высот творческого Гения! И эта гармония звучит во мне самой прекрасной музыкой – музыкой вдохновения и красоты!

    Семен Беренштейн,
    гроссмейстер Украины по шашечной композиции.
    19.12.2006 – 15.01.2007. Германия, г.Галле.

    #430824
    SB
    Участник

    З.И.ЦИРИК

    (20.01.1924 – 16.07.2011)

    ЛАБИРИНТЫ ЭНДШПИЛЯ

    (Из книги «ШАШКИ – МОЯ ЖИЗНЬ», стр. 480-482)

    Работать с Зиновием Исааковичем было для меня всегда огромной радостью. Обычно, приходя ко мне, он сразу же расставлял позицию и затем показывал мне главный вариант решения. Затем шли разветвления. Причем, я просил показывать мне их как можно больше, и затем мы определяли, какие из них следует оставить для печати. Это зависело, главным образом, от того, куда готовился этот материал. Если для газеты, то рамки были жестко ограничены, и приходилось буквально резать по живому, отбрасывая немыслимой глубины и красоты варианты. Но зато, если это была статья для специализированного издания, то тут, конечно же, можно было чувствовать себя свободнее. Хотя, конечно же и здесь были довольно жесткие ограничения в отношении количества промежуточных диаграммм. Часто позиции в самых далеких от главного русла решения вариантах были, на мой взгляд, очень красивы, и мне было всегда очень жаль, что они остаются в безднах бесстрастной нотации, так и не получивши своего зримого проявления. А что уж говорить о тех вариантах, которые приходилось отсекать целиком. И что меня всегда поражало в Зиновии Исааковиче, так это то, с каким спокойствием он шел на эту вивисекцию. Глядя на олимпийское спокойствие такой его расточительности, я всегда думал, что только гений, клокочущий бесчисленным многообразием идей, мог позволить себе такое поистине царственное великодушие. В ответ на мои сожаления, он всегда отвечал мне: Сеня, а что можно сделать.
    Помню, он пришел ко мне и сходу говорит: Сеня, что я вчера на пляже нашел! Где, где? – спрашиваю я. На пляже, отвечает он, когда я отдыхал с Еленой Яковлевной. (С этой прекрасной женщиной Зиновий Исаакович иногда приходил ко мне вместе, и я им ставил свои пластинки классической музыки (которых я за свою жизнь насобирал огромное множество и которые я, когда уезжал в Германию, подарил Сергею Юрьевичу Юшкевичу, с которым мы сотрудничали в журнале «Доведь» и для которого я написал свою самую первую статью – «Размышления о задаче») и читал стихи (у меня огромная библиотека русской поэзии, которую мне, к счастью, удалось вывезти с собой в Германию и благодаря которой я никогда не чувствую себя одиноким). Да, так вернусь к словам Зиновия Исааковича: Я вчера на пляже отдыхал с Еленой Яковлевной, и мне молнией высветилась позиция из моей партии с Шевченко из первенства Украины 1950 г. Возьми, говорит он мне, книгу «Четверть века за шашечной доской» и открой на странице 34. Открываю, и он дальше говорит: так вот, через столько лет я вдруг увидел, что я тогда ошибся, написав, что у белых в этой позиции выигрыш. Оказывается, у черных фантастический путь к ничьей. Я решил, говорит он мне, поменять цвет и сделать из этой позиции этюдное окончание. И потом – полились волшебные мелодии вариантов, и в самом конце – ослепительный, невероятный, поистине фантастический финал, где черную дамку в окружении трех своих простых буквально парализует одна единственная дамка белых. Этот шедевр приведен в последней книге Зиновия Исааковича Цирика «Шашки – моя жизнь» (стр. 480, поз. №5 (485-488)).

    (Семен Беренштейн)

    #430825
    SB
    Участник

    З. И. ЦИРИК

    (20.01.1924 – 16.07.2011)

    Выигрыш

    «Творчество Цирика – это сама воплощенная суть шашечного искусства, его подлинно философской глубины, многомерности, многогранности, его чарующей поэтичности. Как и все истинно великое, оно исполнено прозрачной ясности, удивительной простоты и пронзительной красоты, которые, будучи слиты воедино, наполняют каждого, кто приобщается к этому животворному источнику, волнующим трепетом сопричастности тайне, доступной лишь гениям.

    Тайна Цирика – это тайна шашек – их огонь, их боль, их страдание, их радость, их счастье, их свет, их гармония. Творчество Цирика неисчерпаемо и непреходяще, как само Искусство.»

    (Семен Беренштейн)

    #430826
    SB
    Участник

    ЗИНОВИЙ ЦИРИК

    (20.01.1924 – 16.07.2011)

    ЭТЮДЫ

    (Из книги «ШАШКИ – МОЯ ЖИЗНЬ»)



    #430827
    SB
    Участник

    Семен БЕРЕНШТЕЙН

    * * *

    МАЭСТРО

    (Новая редакция. Публиковалась ранее на этом форуме.)

    Две тайны – музыка и шашки,
    Как два безбрежных океана,
    В душе свободной и бесстрашной
    Слились аккордами органа.

    В душе, не знающей покоя,
    Повелевающей штормами,
    Бушует вечною игрою
    Незатухающее пламя.

    И в этой музыке гармоний –
    Средь черно-белого смятенья –
    Какою огненною болью
    Вдруг прожигает озаренье!

    О, эта мука откровений, –
    Каких достойна ты оваций,
    Когда сверкающим виденьем
    Взметнётся буря комбинаций!

    Когда она взорвет преграды
    И разметает укрепленья, –
    Какая дивная отрада
    Вдруг заиграет в упоенье!

    А может… вместо этой бури –
    За жертвою необычайной,
    Как диссонансом партитуры, –
    Тишайший ход, как бы случайный,

    Всплывет – и бездну перекоса
    И запредельного смятенья
    Взрывает чудо парадокса,
    Чью тайну знает только гений!

    Иль, может, так: лишь полутенью,
    Лишь полутоном, лишь намёком –
    За ходом ход, как по ступеням, –
    Манёвр, рассчитанный далёко.

    Нет! не рассчитанный – пронзённый
    В одно безумное мгновенье,
    Когда, стрелою унесённый, –
    Он весь полёт и вдохновенье…

    О, не пустая то забава
    Для суеты и праздной лени, –
    Здесь всех веков звенящей лавой
    Клокочет таинство Вселенной!

    Здесь мысль и дух, и тайны мира,
    И зов сражений и победы!
    Здесь и высоты, и глубины,
    Здесь боль, страдания, и беды!..

    Здесь всё поёт могучей силой,
    Вздымаясь вихрями оркестров!..
    Здесь дирижёр – ЗИНОВИЙ ЦИРИК –
    Великий шашечный Маэстро!

    #430828
    SB
    Участник

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    Памяти

    Зиновия Исааковича ЦИРИКА

    П

    8 (3 A), 8, 28-22, 9, 36, 7
    – 2-х-финальная основа автора
    задачи – (12/15 B), 25-30, 28,
    10, 9, 48, 49
    [43];

    B (30), 50, 16, 18, 33, 16:20, 48
    [42];

    A (1), 26-17, 31, 18, 6, 4, 8, 19,
    11, 46/19-37, 26, 31, 19/46-41
    [36].

    Примечания:

    При 12→пр. – ППР: 34-29,
    23, 25-20, 26-17, 33, 7, 4,
    8 (34 a), 30, 40, 35, 40, 50 [45];

    a (40), 44… [45].

    При 7→пр. – перестановка
    2-го и 3-го ходов в VP.

    27 (22 A), 31, 8, 14-23, 23-10, 11,
    39, 15:31
    [26,32,38,40,44];

    A (21), 23, 30, 8, 19, 29, 1:34, 33,
    6-28 (32 A1),29, 40, 43, 43-38,
    10-32
    [26,27,31,36,45];

    A1 (21), 43, 29, 40 … вар. А…
    [26,27,31,36,45].

    Д+4П

    36-31, 27 (32 A), 6-17, 2-7, 7,
    31, 21, 19-23, 29-24, 37,47-42,
    24, 47
    [(46),36,39,41,43];

    A (31), 32, 29:38, 33, 6-28, 33,
    49-44, 48-30, 40, 14, 14-32, 33,
    35, 33-28, 28-33, 33-44, 49,
    49-40, 39, 49
    [(48),26,31,36,43].

    Примечание:

    1. При 37→пр. – ЧПР: A (21),
    32, 29:38, 33, 19-28,
    33, 20-14, 28, 49-44, 40, 33-29,
    48-30, 35, 6-28,28-33, 33-44,
    49, 49-40, 39, 49
    [(48),26,31,36,43].

    Эти задачи публиковались ранее на этом форуме.

    #430829
    SB
    Участник

    Семён БЕРЕНШТЕЙН

    * * *

    ПО НОТАМ ШАШЕЧНЫХ ХОДОВ

    Когда тоска иль неудачи
    Меня преследуют порой,
    Тогда лишь в шашечной задаче
    Я обретаю свой покой.

    Лишь в ней – в гармонии бездонной,
    Пространств пронзая даль и лет, –
    Нирваны чудом животворным
    Струится мне отрадный свет.

    Какое дивное творенье –
    Игра свободы и ума!
    Каким таинственным виденьем
    Здесь будто жизнь течёт сама!

    Здесь предо мной, как на пуантах,
    Мой зачаровывая взор,
    Парят, сплетая вариантов
    Непредсказуемый узор,

    Ходов мерцающих потоки –
    И я как будто унесён
    Туда, где в сердце одиноком
    Тот давний детства льётся сон…

    Чем для меня – земной букашки,
    Носимой по ветру судьбой, –
    Чем для меня явились шашки?..
    Я вспомнил вдруг: небес трубой

    Они во мне заклокотали,
    Взрывая яростную боль,
    И, разрывая круг печали, –
    На жизнь воззвали и на бой.

    И вот над шашечной доскою
    Склонюсь лишь только – и полки,
    Ведомые небес игрою,
    Суровы, смелы и легки,

    Вперед – в последнее сраженье
    Идут за рядом новый ряд.
    Здесь всё: атаки, окруженья,
    Прорывы, воля и азарт.

    И мысль, свободная, как чувство,
    Здесь верой страстною влечёт, –
    И тактики живой искусство
    Венчает планов тут расчёт.

    Но здесь – особая задача.
    Здесь цель – не просто победить.
    Победа «просто» – неудача.
    Сраженья цель – одна: пленить.

    Но что бывает горше плена –
    Кому на свете то не знать?
    Здесь высшей пробы платят цену,
    Чтоб доли этой избежать.

    Здесь жизни высший смысл поставлен
    На карту яростной судьбой:
    Свобода – вот небес посланье!
    Вот отчего клокочет бой!

    И в упоенье этой битвы
    Я всё земное забывал
    И небу возносил молитвы
    Сквозь творчества девятый вал.

    Те бренные взрывая путы,
    Которые послал мне рок,
    Я в эти дивные минуты,
    Как самый главный свой урок,

    Всегда твердил одно и то же
    Сквозь вихри огненные битв:
    Свобода – вот она, о Боже!
    Святая цель моих молитв.

    Всей жизнью за неё платить я
    Готов, чтоб избежать цепей, –
    Лишь за неё иду на битву
    Я каждый миг судьбы своей.

    А миг любой – как ход нежданный:
    Всегда – прорыв иль западня.
    Но всюду нитью Ариадны
    Была надежда для меня.

    И в лабиринте всех сплетений
    Коварных замыслов любых
    Она истоком озаренья
    Была на всех путях моих.

    С ней я бесстрашно опускался
    В те запредельные миры,
    Где предо мною открывался
    Волной причудливой игры

    Поток, не воплощенный жизнью,
    Чей, уплывающий в туман,
    Финалов, схем и механизмов
    Необозримый караван

    Я, как в магическом кристалле,
    Душой пленённой созерцал,
    И где аккордам идеала
    Я с замиранием внимал.

    В том многозвучии аккордов
    Тех сфер незримый музыкант
    Вел партитуру переходов
    Из варианта в вариант,

    И на неведомом органе
    По нотам шашечных ходов
    Он контрапунктами финалов
    Хоралы тех творил миров,

    Чьи тайны я постичь стремился,
    Желая страстно в них найти
    Исполненные новым смыслом
    Те сокровенные пути,

    Что вечно манят, как виденье,
    Сквозь несмолкающий прибой
    Сомнений всех и всех прозрений
    Игрою бездны роковой.

    И тайны искра, что добыл я, –
    Миров тех запредельных весть, –
    Как откровение и символ,
    Как зов неукротимых бездн,

    Неугасимого девиза
    Пронзила огненной стрелой:
    Мне высший дар отныне вызов –
    Будь он небесный иль земной!

    И пусть по воле провиденья
    Предуготован горький плен,
    И неизбежно пораженье,
    И не восстать уже с колен,

    То и тогда – последним вздохом,
    Последним стоном злой судьбы,
    Последних сил сзывая крохи,
    На хрипе горестной трубы –

    Я возвестить без сожаленья
    Успею болью всех утрат:
    Ни смерти нет, ни поражений,
    Коль рок свой встретишь как солдат.

    О шашки, шашки!.. Жизнь, игра ли? –
    Умом того мне не постичь.
    Лишь только знаю, что едва ли
    Забыть смогу тот дивный клич

    И тот огонь очарованья,
    Которым с детства был пленён.
    О шашки!.. Дар небес случайный –
    Судьбы моей волшебный сон.

    Но жизнь прошла, как сон туманный…
    И вот в далекой стороне
    Задачи шашечной нирвана
    Опять порой звучит во мне.

    И хоть былого нет азарта,
    А лишь безбрежная печаль,
    Я сквозь глубины вариантов
    Все так же всматриваюсь вдаль.

    И веруя, что не букашкой
    Я завершаю свой финал,
    Я уношу с собой вас, шашки,
    Как бездн немолкнущий хорал.

    19.09 – 27.09.2004. Германия. Галле.

    Первая публикация ─ в газ. «Русский базар», №53 (453), 2004-12-23 – 2004-12-30

    #430830
    SB
    Участник

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    Посвящается

    Владимиру Павловичу МАТУСУ

    Д+4П

    12-7, 34 (29 A), 13, 40, 40
    [(43),26,33,35,39];

    A (30), 11, 20, 29, 33,
    4-15, 38, 41, 37, 47
    [(46),35,40,41,45].

    Д+5П

    15 (29 A), 13-19, 12, 25, 40, 40
    [(43),26,33,35,39,42];

    A (30), 28, 27, 4, I 33, 14-20,
    4-27, 33, 47-41, 32-38, 15, 23,
    37, 47 [(46),6,35,40,41,45].

    I 14-20?, 33 (30! I-A);
    I-A (39?), 4-27, 33… вар. А…
    {(46),6,35,40,41,45}.

    Примечание:

    При 49→пр. – ЧПР: A (30), 28, 27, 4,
    33, 14-20, 4-15, 23, 23-29, 33, 38,
    37-41, 47-42, 37, 47
    [(46),6,35,40,41,45].

    Обе задачи впервые публиковались ранее на этом форуме

    ГРАНД КОМПОЗИЦИИ

    Владимир Матус, гранд России
    И мира гранд по композиции,
    Для CPI он, как мессия,
    Законы утвердит юстиции.

    В них – я осмелюсь на пророчество –
    Пути традиций благотворные
    С свободою живого творчества
    Сольются в мире и гармонии.

    И жанрам всем откроется дорога –
    Задачам, и этюдам, и проблемам,
    И все вопросы будут обсуждать на форумах,
    А не келейно.

    И будут проходить соревнования –
    И слаженно, и четко, и надежно,
    И всем, кто заслужил, присвоят звания,
    Как должно.

    А может – тут в своих прогнозах и мечтаниях
    Умерю я слегка свои амбиции, –
    Как будущему дней былых послание,
    Альбомы создадут по композиции?

    В них для грядущих сможем поколений
    Мы передать негаснущий огонь
    Промчавшихся блистательных видений,
    Растаявших, увы, как дивный сон.

    Что этот сон? – беспечная забава!
    Но как же сладостен безумный тот полет,
    Что творчеством зовут… Какая к черту слава?!
    Что званья? Суета! Лишь только тот,

    Кто знал тот миг полета дивный,
    Что озареньем был отмечен неземным,
    Что звал и клокотал в душе призывно
    И что растаял будто дым…

    О боже, где я? что я? и о чём я?
    Ах да! Конечно, рейтинги, и как их? эти… званья…
    Как все-таки все мелко и никчёмно,
    В сравненьи с вечностью беспечного мечтанья…

    Ну а мечтам холодный душ полезен
    На землю возвращающих реалий:
    Закон – один для всех, и будь любезен
    Блюсти его, коли не хочешь вакханалий.

    И федерации всех стран и континентов
    Поддержат СPI единой статус,
    Когда в ней станет президентом
    Гранд композиции Владимир Матус.


    02.09.2009. Германия. Галле

    Примечание:

    Это стихотворение было написано мной перед вступлением
    Владимира Павловича Матуса в должность Президента
    Международной Комиссии по Шашечной Композиции при ФМЖД
    (СPI FMJD – Commission du Problemisme International FMJD),
    которую он занимал в течение 2009 – 2012 гг.
    Самым значительным событием за указанный период лично я,
    как проблемист задачного жанра, считаю
    ПЕРВЫЙ Чемпионат Мира по Задачам,
    главная заслуга в проведении которого, безусловно,
    принадлежит Владимиру Павловичу.

    Сердечно поздравляю
    Владимира Павловича Матуса с 65-летием
    и желаю ему доброго здоровья и новых успехов
    в его замечательном творчестве!

    #430831
    SB
    Участник

    В. П. МАТУС

    Примечание:

    Для иллюстрации творчества Владимира Павловича Матуса
    я выбрал композицию, изображенную на фото, сканировав ее
    из книги:

    http://www.youtube.com/watch?v=gH2vJnz9m7o
    #430832
    SB
    Участник

    В. П. МАТУС

    ИЗБРАННЫЕ КОМПОЗИЦИИ

    Примечание:

    Все композиции и фото мной (С.Беренштейн) сканированы из книги:

    Е.В.Зубов, В.П.Матус

    ГРАНДЫ РОССИИ

    ПО ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ

    Часть 1. В.П.Матус

    МОСКВА

    ГРАФПРЕСС

    2008

    http://www.youtube.com/watch?v=rSQZWluOVFE
    #430833
    SB
    Участник

    Robert GERNHARDT

    * * *

    ALLES ÜBER DEN KÜNSTLER

    Der Künstler geht auf dünnem Eis
    Erschafft er Kunst? Baut er nur Scheiß?

    Der Künstler läuft auf dunkler Bahn.
    Trägt sie zum Ruhm? Führt sie zum Wahn?

    Der Künstler stürzt in freiem Fall.
    Als Stein ins Nichts? Als Stern ins All?

    (1937)

    Роберт ГЕРНХАРДТ

    * * *

    ………………………………..

    Перевод Семёна БЕРЕНШТЕЙНА

    …………………………………

    ПОСТИЖЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА

    Творца законы – как их разгадать:
    Бессмыслица они иль благодать?

    Творца пути – куда их виражи:
    В прозрение иль, может, в миражи?

    Творца удел – свободное паренье.
    Но что это – полет или паденье?

    Германия. Галле. 15.01.2005

    #430834
    SB
    Участник

    Семён БЕРЕНШТЕЙН

    * * *

    ГАРМОНИЯ СТИХИЙ

    Стихотворение написано 12.07.2009 г. по случаю 50-летнего юбилея
    выдающегося шашечного композитора Евграфа ЗУБОВА.

    Все жанры покорил Евграф,
    Все сферы для него доступны –
    И искрометная игра,
    И магия глубин этюдных.

    И всюду новые пути
    Он открывает неизменно,
    И всюду может он дойти
    До самой сути сокровенной.

    Но тесен старых жанров мир…
    И вот уже – сквозь все дилеммы –
    Как вспышка молнии, как взрыв –
    Рождается Полипроблема!

    Какое чудо этот жанр!
    В нем все уму непостижимо –
    Как будто вспыхнувший пожар
    Бушует в вариантах-жилах!

    Вот где для гения простор!
    Вот где мечты полет бескрайний!
    Вот где сплетается узор
    Гармонии необычайной!

    Как эту магию постичь?
    Какая тайна здесь таится?
    Призывный ли то бездны клич,
    Иль вызов запредельной выси?

    И высь, и бездна – все слилось
    В том ослепительном накале,
    Где все со всем переплелось –
    И варианты, и финалы!

    И эти вихри, и полет
    Непостижимых трансформаций –
    То стонущий водоворот
    Необычайных комбинаций!

    А комбинация – душа
    Его блистательных творений,
    Где, все преграды вмиг круша,
    Она, как дивное виденье,

    Рождается перед тобой
    Так неожиданно и просто,
    Как вдруг нахлынувший прибой,
    Как озаренье чудотворства.

    Да, чудотворство – вот она
    Основа всех его творений,
    Которая нам всем дана
    Как тайн бездонных откровенье,

    Как тот таинственный магнит,
    Рожденный магией искусства,
    Что так призывно нас манит
    И покоряет наши чувства!

    Евграф – Новатор и Творец,
    Миров невиданных создатель,
    Евграф – Гармонии певец
    И тайн бездонных открыватель,

    Он в свой нежданный юбилей,
    Все так же, как и прежде, полон
    Тех ярко-дерзостных идей,
    Что, как бушующие волны,

    Нас вновь и вновь влекут туда,
    Где в океане вдохновенья
    Не утихает никогда
    Стихии творческой кипенье.

    #430835
    SB
    Участник

    Семён БЕРЕНШТЕЙН

    * * *

    АЛЕМО: СКВОЗЬ ДАЛИ КОМПОЗИЦИИ

    Стихотворение написано 19.02.2009 г. по случаю 50-летия
    выдающегося шашечного композитора Александра МОИСЕЕВА.

    Он за доской – как в чистом поле –
    Ни в чем не ведает преград –
    Этюды, мини, макси, поли –
    Всё покорил его талант!

    Нет для него недостижимого –
    Во всем откроет он миры,
    Законами не постижимые,
    Рожденные из бездн игры.

    Игра – вся жизнь на кон поставлена,
    Все замирает в кульминации,
    Когда позиция расставлена
    И ждешь как чуда – комбинации.

    И это чудо – будто молния,
    Пронзает вспышкой откровения –
    И ты паришь в лучах гармонии
    Над пропастями запредельными!

    И нет доски, и нет позиции,
    А лишь стремительный порыв,
    Когда сквозь дали композиции
    Летишь, про время позабыв.

    Но что там дальше – за пределами,
    Когда окончен перелёт,
    Когда рукой своей несмелою
    Ты делаешь последний ход?

    О, там уж новое видение
    И новое явленье чуда –
    За озареньем – озарение –
    Сверкающий алмаз этюда!

    Тут нет полета комбинации,
    Тут нет стихии и азарта,
    Лишь глубина и трансформации
    Из варианта в варианты.

    Тут все спокойно и размеренно,
    Тут все рассчитанно и точно –
    Финал здесь строится уверенно
    И ставит точку.

    Но эта точка лишь мгновение,
    Ведь и другие варианты
    В своих финалах-откровениях
    Сверкают блещущим талантом.

    Они ─ сквозь вихрей упоение,
    Сквозь тайн клокочущие бездны
    В лучах волшебных вдохновения
    В миры сливаются созвездий.

    Да, нет доски и нет позиции,
    И суеты уходит бремя,
    Когда решаешь композиции,
    Которые создал АЛЕМО!

    Примечания:

    1. АЛЕМО (alemo) ─ ник Александра Моисеева на шашечных сайтах.

    2. мини, макси, поли ─ сокращенные названия разновидностей
    шашечных проблем: проблемы-миниатюры, проблемы-гиганты, полипроблемы.

    http://www.youtube.com/watch?v=q1fcPdS5Ccg
    #430836
    SB
    Участник

    Семён БЕРЕНШТЕЙН

    * * *

    СТИХИЯ ГАРМОНИИ

    Стихотворение написано 12.07.2009 г. по случаю 50-летия
    выдающегося шашечного композитора Евграфа ЗУБОВА.

    Вот и юбилей Евграфа –
    В композиции
    Подлинного гранда-графа
    И патриция!

    В широте его размаха –
    Откровение
    Подлинного в шашках Баха,
    Сила Гения!

    Глубиной своей и мощью
    Комбинации
    Вырываются на площадь
    Реформации!

    И взмывают в поднебесье
    Вихри стонами –
    Так рождаются и Песня,
    И Гармония!

    В той гармонии – и символ,
    И пророчество!
    В ней одной лишь высший стимул –
    Жажда Творчества!

    И той жажде нет на свете
    Утоления!
    Потому-то и бессмертен
    Дух Горения!

    Потому-то так прекрасна
    Композиция!
    Потому-то и всевластна
    Эта фикция!

    И пускай другим – пустая
    Это мания!
    Но, уверен, – не простая
    Эта магия!

    В этой магии бездонной –
    Суть и Истина!
    Для того, чей дар гармоний
    Явь – не мистика.

    Для того, в ком Дар Творенья
    Как вулкан поет,
    Для того, чье озаренье –
    Мера всех высот!

Просмотр 15 сообщений - с 721 по 735 (из 801 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.