"Неразумная сила искусства"

Главная Форумы Обо всем, кроме шашек Околошашечные темы "Неразумная сила искусства"

Просмотр 15 сообщений - с 766 по 780 (из 801 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #430867
    SB
    Участник

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    (все задачи впервые публиковались ранее на этом форуме)

    Задачи посвящены памяти

    Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА

    I 16-11 (26 A), 19 (35:13 VP1),
    29-20, 20, 29, 46,
    43:8, 30, 6
    [1,37,41,42,43];

    VP1 (33:13), 15-29, 29… VP…
    [1,37,41,42,43];

    A (8), 7-12, 7, 19, 15-29, 50,
    50:30
    [25,26,32,38,42].

    I 19 (33:13! I-A);

    I-A (35:13?), 16-11 (26 I-A-A),
    29-20, 20, 29, 46,
    43:8, 30, 6 {1,37,41,42,43};

    I-A-A (8), 7-12, 7, 15-29, 50,
    50:30
    {25,26,32,38,42}.

    9, 11 (26 A), 25-30, 10, 39,
    46, 20, 6
    [1,15,37,41,42].

    A (8), 12, 35, 25-43, 9, 23, 50
    [26,32,38,42,45].

    Примечание:

    При 12→пр – ЧПР: (26), 29,
    39, 10, 46, 29, 6
    [1,15,37,41,42].

    11 (26 А), 34-40, 34, 19, 46,
    49:32:30, 6
    [1,25,37,41,42].

    А (8), 12, 35, 24, 23, 50
    [26,32,38,42,45]

    Задачи посвящены памяти

    Михаила Николаевича БАЛЯГИНА

    23 (29 A), 35-19, 12, 46, 48:34, 30 [25,37,41,42].

    A (24), 30, 35-8, 22, 43 [26,32,38,42];

    11 (20 A), 24, 10, 20, 8, 1-29, 46, 49:8, 30 [25,37,41,42].

    A (40), 44, 8, 10, 23, 43 [26,32,38,42];

    18-13 (34 A), 5, 8, 9, 40, 46, 49:1, 40 [35,37,41,42].

    A (26), 18, 30, 40, 22, 43 [26,32,38,42];

    9 (5 A,VP1), 19-10, 30, 29, 46, 29, 11, 7, 50 [37,41,42,45];

    A (25), 39-30, 12-8, 40, 11, 23, 43 [26,32,38,42];

    VP1 (23), 19 … VP … [37,41,42,45].

    #430868
    SB
    Участник

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    Задача посвящена памяти

    Николая Николаевича

    ПУСТЫННИКОВА

    Задача посвящена памяти

    Михаила Николаевича

    БАЛЯГИНА

    Первая публикация – на этом форуме:

    23.10.2012 09.01.2013

    I 16-11 (26 A), 19 (35:13 VP1),
    29-20, 20, 29, 46, 43:8,
    30, 6 [1,37,41,42,43];

    VP1 (33:13), 15-29, 29… VP…
    [1,37,41,42,43];

    A (8), 7-12, 7, 19, 15-29, 50, 50:30
    [25,26,32,38,42].

    I 19? (33:13! I-A);

    I-A (35:13?), 16-11 (26 I-A-A),
    29-20, 20, 29, 46,
    43:8, 30, 6 {1,37,41,42,43};

    I-A-A (8), 7-12, 7, 15-29, 50,
    50:30
    {25,26,32,38,42}.

    Д+5П

    27 (22 A), 31, 8, 9, 45-40, 19, 31,
    31-37, 11, 29, 50
    [(46),36,38,41,43,45];

    A (21), 25, 32, 28, 9, 14, 28, 45-50
    (32 A1), 49-44,29, 44-40, 3, 14,
    14-28, 28-33, 33-44, 49, 49-40, 39,
    49 [(48),1,26,31,36,43].

    A1 (21), 49-44, 3, 29, 44-40, 14,
    14-28 … вар. А…
    [(48),1,26,31,36,43];

    Задача посвящена

    Миленко ЛЕПШИЧУ

    (Milenko LEPŠIČ)

    Задача посвящена

    Григорию Андреевичу

    РУДНИЦКОМУ

    Задача посвящена памяти

    Зиновия Исааковича

    ЦИРИКА

    Первая публикация – на этом форуме:

    08.10.2012 02.09.2012

    (Улучшение задачи,
    впервые опубликованной
    на сайте «МиФ» (12.05.2009)

    25.08.2012

    (Исправление задачи,
    впервые опубликованной
    на сайте «МиФ» (13.08.2008)

    П

    .

    .[36]

    .[42]

    .[43]

    .[45]

    28 (17 A), 11, 4-10, 11, 7 (12/15 B), 25-30, 28, 10, 9, 48, 49 [43];

    B (30), 50, 16, 18, 33, 16:20, 48 [42];

    A (23), 28 (32 C) 36-41, 11, 24-20, 6, 8, 8, 31,
    11, 15-10, 26, 31, 10-41 [36];

    C (17), 11, 25-14, 8, 48, 26, 7, 49, 20, 22, 35, 40, 50 [45].

    П

    .

    .[28]

    .[35]

    .[36]

    .[45]

    .{35}

    .{45}

    43-32 (35 A), 30, 20, 39, 5-10 (13:4 B), 9, 14, 1, 1:20, 33 [28],

    B (15:4), 10, 44, 1, I 36:20, 1:10, 30, 37-19 (24 C), 23, 23-40 [35];

    C (25), 19-28, 40, 50 [45];

    A (43), 48, 25-30, 26, 20, 11, 9:20, 4, 47, 26, 31, 5-41 [36].

    I 1:20?, 10 (50! I-A);

    I-A (15?), 30 … B … {35/45}.

    П

    .

    .[15]

    .[35]

    .[43]

    .[45]

    22-11, 47 (3 A), 11-7, 17 (21 B), 7, 8, 15-24, 10, 8, 9, 48, 49 [43];

    B (26), 7, 32, 8, 35, 14, 24, 25-20
    [15];

    A (5), 9-14, 23, 11-7, 10, 6-33, 7,
    44, 2-19 (24 C), 23, 23-40
    [35];

    C (25), 19-28, 40, 50 [45].

    #430869
    SB
    Участник
    #430870
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Я играю в шахматы с моим коллегой по

    Харьковскому учетно-экономическому техникуму –

    преподавателем бухгалтерского учета

    Борисом Ивановичем КУЦЕНКО.

    #430871
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Я за партией в шашки

    После партии

    http://www.youtube.com/watch?v=q1fcPdS5Ccg
    #430872
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Я студент 1-го курса Университета

    Мой читательский билет
    в Университете

    Я на одном из последних
    курсов Университета

    Я среди участников организованного
    мной (я был руководителем
    шахматно-шашечного кружка) сеанса
    одновременной игры по шахматам в Харьковском
    учетно-экономическом техникуме, в котором я учился
    с 1968 по 1970 гг. и в котором я затем – по окончании
    факультета иностранных языков
    Харьковского государственного университета
    (в котором я учился с 1968 по 1974 гг.) –
    преподавал иностранные языки, а по окончании
    Харьковского инженерно-экономического института
    (1975 – 1980 гг.) и экономические
    дисциплины.

    Сеанс одновременной игры по шахматам
    проводит директор Харьковского учетно-экономического
    техникума Игорь Николаевич ИВАНОВ.

    http://www.youtube.com/watch?v=gH2vJnz9m7o
    #430873
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Самым первым шашистом, с которым я познакомился Харькове, был мастер спорта Артем КАЛФАКЧИЯН. Это был август 1968 г. В техникум я поступил без экзаменов, т.к. школу окончил с золотой медалью, а примерно через неделю, сдав на отлично немецкий язык, поступил и в университет на факультет иностранных языков. Жил я тогда в общежитии техникума, примерно в 50 метрах от него жил Артем, который почти каждый вечер приходил во двор этого общежития. Двор был очень большой и весь в зелени. Там была большая спортивная площадка, и Артем любил поиграть в волейбол. Во время игры он беспрерывно шутил, юмор у него бесподобный. Когда игра заканчивалась, его окружали и абитуриенты, и выпускники техникума, которые тоже приходили пообщаться с Артемом, и завороженно слушали его потрясающие истории. Таких рассказчиков, как Артем, я больше никогда не втречал. Слушать его можно было часами. Иногда он с кем-нибудь играл и в шашки. Но и играя, он непрерывно шутил и рассказвал какие-нибудь веселые истории из жизни шашистов. Как правило, он или проигрывал, или делал ничью, каждый раз по-доброму поздравляя соперника. Как-то, наблюдая за моей игрой, он спросил меня: разряд есть? Я сказал, что первый, и он предложил сыграть с ним. Я ему сразу сказал – только не поддаваться. Он спросил: а не обидишься? Я говорю: нет. Он выиграл несколько партий и сказал: не расстраивайся, просто у меня разряд немного выше твоего, я мастер спорта (ему тогда было 23 года). Позже я узнал, что Артем Калфакчиян был мощным аналитиком, в те годы он был известен своими яркими аналитическими находками (он их называл «шлифами» – сокращение от слова шлифовать) в самых разных, казавшихся до того незыблемыми, дебютных вариантах, чему, кстати, была посвящена специальная статья в ж. «Шашки». О его аналитическом даре говорил мне и Зиновий Исаакович ЦИРИК. Жаль только, говорил он мне, что Артем из-за астмы не смог проявить себя в полную силу как практик. Именно от Артема я узнал о шашечной жизни Харькова – города, считавшегося тогда шашечной Меккой всего Союза. И хотя его истории из жизни шашистов были неизменно веселыми, пронизанными его неистощимым юмором, но юмор этот всегда был исключительно добрым, за ним всегда чувствовался величайший пиетет к собратьям по цеху.
    Я вспомнил об Артеме Калфакчияне в связи с тем, чтобы стало понятно, почему, когда у меня появилась возможность приглашать известных мастеров на втречи в наш техникум, я не мог не пригласить и его. В то время их дом уже давно снесли, и Артем жил в другом районе города. Он был рад моему звонку и охотно принял мое приглашение. Рад был и я через много лет вновь увидеть своего старого друга. Приведу несколько фото этой встречи.

    Лекция

    Ответы на вопросы


    Сеанс
    Это фото фиксирует уже финиш сеанса. Осталась последняя партия. Похоже, что здесь блиц-криг не вышел и у сеансера победы уже явно не будет. Да и соперник у него не обычный. Артем этого не знал, а я, конечно же, знал. Это был один из ярчайших этюдистов – Василий ТЕЛЬПУК.

    Примечание:

    Эти мои воспоминания впервые были опубликованы 14.08.2011 на этом сайте в теме «Не стало Зиновия Цирика» http://shashki.com/PNphpBB2-viewtopic-t-1762-postdays-0-postorder-dec-start-15.html

    (Семен Беренштейн)

    #430874
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Как-то вызывает меня к себе директор техникума, в котором я преподавал и вел шахматно-шашечную секцию, и говорит, что я должен выставить команду от техникума на общегородское командное соревнование по шашкам – такое указание сверху. В команде было, кажется, три человека и я в том числе. Соревнование началось с поздравления с юбилеем Анатолия Ивановича КОВРИЖКИНА, после чего началась игра. Когда мы встретились за доской с Анатолием Ивановичем, то я первым делом поздравил его с юбилеем и пожелал ему новых шедевров в шашечной композиции. Еще в детстве, когда я еще жил в Крыму, я познакомился с творчеством этого волшебника шашечных комбинаций. Его замечательную книгу «Комбинации на 100-клеточной доске» я изучил вдоль и поперек. Вот почему именно Анатолия Ивановича Коврижкина я пригласил в первую очередь выступить перед нашими студентами с лекцией и провести сеанс одновременной игры. Этот человек поразил меня сразу же. Я был потрясен его необычайной человечностью и простотой. Какая-то магия исходила от него – магия бесконечной доброты и глубинной человеческой мудрости. Лекция его была живая, легкая, остроумная, все слушали его с восторгом и восхищением. А потом начался сеанс одновременной игры. И здесь, переходя от доски к доске, он подбадривал своих соперников и всегда говорил добрые слова утешения проигравшим. Если же он видел, что кто-то особенно хочет выиграть у самого Мастера, то он предлагал ему ничью и затем с радостью поздравлял соперника. Причем радость эта букквально светилась в его глазах. Предложил он ничью и мне, явно не желая ронять мой авторитет в глазах моих учеников. На следующий год я снова приглавил Анатолия Ивановича, т.к. об этом меня очень просили участники шахматно-шашечной секции. И от второй встречи от него были все в восторге. Предлагаю одно из фото одной из этих втреч.

    После завершения сеанса Анатолий Иванович обязательно просил меня, чтобы я показал ему какую-нибудь свою задачу. К счастью, в моем архиве сохранилось и это фото.

    Из этого фото хорошо видно, как пристально следит Анатолий Иванович за перипетиями на доске, с каким неподдельным интересом вникает он в смысл неведомого ему жанра.

    Да, так вернусь к нашей встрече на соревновании. Она закончилась победой Анатолия Ивановича, хотя был момент, когда ему пришлось поволноваться, т.к., начав партию слишком беспечно, он через некоторое время обнаружил, что положение у него довольно небезопасное, но я не имел абсолютно никакого практического опыта, и поэтому упустил свои преимущества, а затем и проиграл, о чем я ничуть не сожалел, т.к. прекрасно понимал, что в игре с самим Коврижкиным я, конечно же, ни в коей мере соперничать не мог. Потом были и другие мои встречи за доской, об исходе которых я совершенно уже не помню. После окончания всех партий Матвей Леонтьевич АШБЕЛЬ, который, кажется, был судьей этого соревнования, объявил, что для окончательного выявления команды-победительницы необходимо сыграть еще несколько партий и что этот дополнительный тур состоится, кажется, через неделю. Затем Матвей Леонтьевич подошел ко мне и сказал, что я тоже должен буду сыграть одну партию и чтобы я обязательно пришел, т.к. именно от моей партии зависела судьба первого места. Я ответил, что постараюсь быть и, пользуясь случаем, пригласил Матвея Леонтьевича выступить перед нашими учениками, на что он охотно согласился.
    В условленный день (это было буквально через несколько дней после соревнования) Матвей Леонтьевич встретился с нашими учениками (к большому сожалению, у меня не сохранилось ни одной фотографии от этой встречи), а затем сказал мне, что мне предстоит играть с довольно сильным кандидатом в мастера и что мне для победы спортивного общества, от которого я выступал, достаточно лишь ничьей, а противнику необходима только победа. И этой ничьей я добился. Тут я вспоминаю, как я, еще будучи учеником школы, принял участие сразу в двух турнирах по переписке. Один был общий, в котором я играл вместе с Гарри ДАЛИДОВИЧЕМ, ставшим впоследствии мастером спорта по шашечной композиции, а затем и чемпионом СССР в задачном жанре и с которым мы с тех пор стали друзьями на всю жизнь. Так вот, в этом турнире я с треском проиграл. Второй турнир начался на месяц позже первого, и я к тому моменту уже накопил кой-какой опыт, что позволило мне выступить значительно успешнее. Это был тематический турнир по дебюту «Косяк». Литературы у меня не было абсолютно никакой. Я сам разработал ничейные варианты как за белых, так и за черных, и они все сработали, что позволило мне почти все партии свести к ничьей и набрать необходимое число баллов для получения первого разряда, наличие которого, кстати, тогда было непременным условием присвоения звания мастера спорта СССР по композиции. У меня сохранилась итоговая таблица этого турнира, которую я и привожу здесь.

    Я вспомнил об этих своих первых (и единственных) встречах в игре по переписке в связи с тем, что в обоих случаях – и в тех заочных турнирах, и в решающей втрече за первое место в соревновании спортивных обществ – мне достаточно было достичь ничьей, и я этого добился. Итак, после успешного завершения моей решающей встречи ко мне подошел Матвей Леонтьевич, поблагодарил меня и за партию, и за отличную организацию его втречи со студентами техникума, и мы договорились, что через несколько дней он зайдет ко мне для окончательного оформления документов по этой встрече. Главный бухгалтер этого техникума был мой друг, и он всегда давал мне зеленую улицу в финансировании этих мероприятий. Да, так вот, когда Матвей Леонтьевич через несколько дней зашел ко мне, вот тогда то они и втретились – совершенно случайно – с Зиновием Исааковичем у меня. Помню удивление Зиновия Исааковича ЦИРИКА: Моня, а ты как здесь? На что последовало не меньшее удивление со стороны Матвея Леонтьевича: Зуня, а ты как здесь? После взаимного объяснения Зиновий Исаакович попросил меня показать им свои задачи. Приведу одну из них, которая Зиновию Исааковичу очень нравилась:

    («64», №7, 1975 г.)


    Примечание:

    Эти мои воспоминания впервые были опубликованы 13.08.2011 на этом сайте в теме «Не стало Зиновия Цирика» ( http://shashki.com/PNphpBB2-viewtopic-t-1762-postdays-0-postorder-dec-start-15.html )

    (Семен Беренштейн)

    http://www.youtube.com/watch?v=Ugb1xHt4jhQ
    #430875
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Следующая серия фотографий из моего фото-архива иллюстрирует выступления (лекции и сеансы одновременной игры) Романа Григорьевича ВАСИЛЕВСКОГО перед студентами Харьковского учетно-экономического техникума в 1983 и 1984 гг. Я пригласил Романа Григорьевича, т.к. участники шахматно-шашечной секции нашего техникума принимали участие в различных конкурсах, проводимых «Шашечной школой», которую он вел в газете «Ленiнська змiна», а решения затем посылали в эту газету, и в одном из конкурсов даже завоевали кубок, который я и предложил Роману Григорьевичу вручить нашим студентам лично, на что он охотно согласился. Вот эта серия:

    Лекция

    На следующих трех фото запечатлены фрагменты сеансов одновременной игры, которые проводил Роман Григорьевич.

    Это фото интересно тем, что соперником Романа Григорьевича здесь является
    Вася ТЕЛЬПУК, о котором я всегда вспоминаю с восхищением перед его ярким талантом шашечного этюдиста и с бесконечной болью о его трагической судьбе.

    И в заключение этой серии еще два фото:

    Награждение одного из участников сеанса – Роман Григорьевич дарит
    шашечную книгу.

    Роман Григорьевич ВАСИЛЕВСКИЙ вручает кубок представителю шахматно-шашечной секции Харьковского учетно-экономического техникума за успешное выступление в конкурсе решений, проведенном «Шашечной школой» газеты «Ленiнська змiна».

    Отмечу еще несколько аспектов моего творческого сотрудничества с Романом Григорьевичем ВАСИЛЕВСКИМ. После проведения газетой «Ленiнська змiна» конкурсов по составлению шашечных проблем и этюдов на 80-клеточной доске я предложил Роману Григорьевичу провести и конкурс по составлению задач в этой шашечной системе. Роман Григорьевич был рад моему предложению и сразу же дал добро. Следующие два скана фиксируют начальный и заключительный этапы этого соревнования.

    Объявление соревнования (ЛЗ-18.03.1986)

    Итоги (ЛЗ-04.12.1986)

    По случаю успешного проведения этого соревнования Николай Петрович СПАНЦИРЕТИ – изобретатель 80-клеточной шашечной системы – подарил мне свою книгу «Русские шашки на восьмидесятиклеточной доске», в которой в краткой форме опубликовал его итоги. Вот скан лицевой страницы титульного листа этой книги:

    А это скан дарственной надписи:

    В книге Николай Петрович СПАНЦИРЕТИ также опубликовал и мою задачу-80. Вот скан этой задачи из книги:

    Впервые эта задача была опубликована в газете «Крымская правда» (11.12.1985 г.). Вот что писал о ней в выпуске, озаглавленном «Необычные задачи», редактор шашечного отдела этой газеты Григорий Андреевич РУДНИЦКИЙ:

    Хотя лично я познакомился с Романом Григорьевичем ВАСИЛЕВСКИМ во время его вышеописанных выступлений в техникуме, заочно – по телефону – мы познакомились несколько раньше, и с тех пор он публиковал отдельные мои материалы по задачам, хотя ранее о задачах он в своем шашечном отделе не писал никогда. Приведу пример такой публикации.

    «ЛЗ» – 24.12.1983

    После отъезда в Америку Роман Григорьевич ВАСИЛЕВСКИЙ стал вести «Шахматно-шашечную школу» в газете «Русский Базар», и после моего отъезда через 10 лет в Германию наше сотрудничество восстановилось – Роман Григорьевич опубликовал две мои статьи о творчестве выдающихся шашечных проблемистов – Михаиле Васильевиче ФЕДОРОВЕ и Сергее Юрьевиче ЮШКЕВИЧЕ, – а также мое стихотворение «Маэстро», посвященное Зиновию Исааковичу ЦИРИКУ, которое затем (вместе с моей статьей «Художник шашек») было опубликовано в книге Зиновия Исааковича «Шашки – моя жизнь». По случаю присвоения мне звания академика санкт-петербуржской академии шахматного и шашечного искусства Роман Григорьевич написал статью обо мне, сканом фрагмента которой я и завершу эту небольшую ретроспекцию моего сотрудничества с этим замечательным человеком.



    Саму поэму «По нотам шашечных ходов» я не привожу, т.к.
    на этом форуме я ее уже публиковал.

    («РБ» №53 (453) 23-29 декабря 2004 г.)

    #430876
    SB
    Участник
    К ЮБИЛЕЮ

    ПЕТРА ПАВЛОВИЧА МАТУСА

    Сегодня одному из ярчайших шашечных проблемистов – Петру Павловичу МАТУСУ – исполняется 60 лет. От души поздравляю своего коллегу по композиторскому цеху с этим юбилеем и в качестве подарка предлагаю эссе, опубликованное мной на сайте «МиФ» 23.07.2008 г.

    Семен Беренштейн

    «В недавно вышедшей книге Е.В.Зубова и В.П.Матуса «Гранды России по шашечной композиции. Часть 1. В.П.Матус» представлены также и лучшие задачи Петра Матуса. Все шесть задач, безусловно, высшего пилотажа. Я помню, как появление каждой из них становилось событием в задачной композиции. Но неумолимое время превратило ту непосредственно живую реакцию в обобщенное осознание их как закономерного процесса развития жанра. Но одна из них своим мощным эмоциональным зарядом прорвала все временные пласты и вновь зазвучала с той же силой, как и много лет назад, снова вернув то непередаваемое чувство гармонии и вечности, которое способны вызвать лишь самые совершенные, и может быть, самые сокровенные произведения творческого духа. Вот уже три месяца я слушаю только одну музыку – прелюдии и фуги хорошо темперированного клавира Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Глена Гульда. Так вот первая прелюдия первой его части – это и есть самая точная аналогия того чувства, которое вызывает во мне шедевр Петра Матуса. Вот (хотел сказать – эта музыка, что было бы точнее) этот шедевр:

    Петр МАТУС

    III Чемпионат Беларуси, 1982 г.

    Запереть простую

    Что скрывается за этой удивительной легкостью и гармонией формы? Конечно, мне, как специалисту, нетрудно буквально с первого взгляда угадать контуры знаменитого механизма запирания простой на весу на поле 9, открытого гениальным Анатолием АНИСИМОВИЧЕМ – победителем III Чемпионата СССР (1975 г.). Вот одна из его задач с этим механизмом:

    Анатолий АНИСИМОВИЧ

    XV Всесоюзный конкурс, 1975 г.

    I место

    Запереть простую

    16, (3 A), 39, 22!, 11, 13!!! (Вот этот гениальный механизм!) 8!, 18! [9!!!];

    A (8), 2, 24-30!, 21, 10, 19-13, 7, 21-32, 7-11, 7, 7-18, 11, 37, 16, 21, 18-31 [26].

    Тогда это был шок! Немыслимое запирание на самом верхнем «навесном» поле!
    В задаче П.Матуса этот механизм, конечно же, воспринимался уже как данность, и для специалистов теперь был важен вопрос – не «что?», а «как?» Как по-новому «прочел» этот механизм автор этой задачи? Что увидел в нем такого, чего не разглядел сам его создатель? А увидел он поистине невероятное. Но перейдем к решению.

    39!, (3)

    У белых два темпа, благодаря которым они успевают построить искомый финальный механизм:

    15-20, 10-14

    Вот теперь для включения финального механизм все готово:

    13!, 8, 18 [9].

    Это все, так саказать, дежавю. Но какую альтернативно-трансформативную интерпретацию этого механизма приготовил ее автор, вот в чем вопрос! Безусловно, это какое-то бортовое поле, но какое? 45? или 25? или 36? Черная простая 1 в начальной позиции позволяет предположить любую из этих альтернатив. А больше? НЕТ! Так как больше просто ничего не может быть! Но это, так сказать, чистая дедукция. Но, слава богу, творчество великих мастеров строится совсем на других основаниях, которые никакой логике не подвластны, ибо подлинное творчество это есть свобода и стихия – непредсказуемая и непостижимая!

    Итак, второй вариант – т.е. альтернативно-игровая интерпретация главного!

    A (8)

    И снова у белых два темпа. И вот какие два совершенно загадочных хода реализуют их:

    28, 22.

    Ясно, что это прелюдия, но к чему? Очевидно, что если у белых и есть какие-то шансы с запиранием, то связаны они могут лишь с перебросом черной простой на правый борт с последующим, скорее всего, переводом на 25, что мало вероятно, или на 45, что более вероятно.

    Но «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет»!

    18!

    Сопровождаю этот дедуктивно очевидный ход восклицательным знаком, потому что здесь эффектное большинство. И все же куда более точным было бы поставить здесь три вопросительных знака. Да, черная простая переведена, но дальше то что? Ведь у черных две дамки, не говоря уже о еще двух простых. А финал-то когда? И главное где? Да в пору поставить и самый сакраментальный вопрос: а есть ли он вообще? Может, это только мираж? Так как никак не просматривается он. Вернее, даже не видно контуров его финального механизма. Но это опять-таки, с точки зрения дедуктивной логики.
    А вот что такое взрывающее все каноны этой самой логики живое, подлинное, непредсказуемое творчество!

    10!!!

    Вот он гром среди ясного неба! Вот она ослепительная молния ярчайшей творческой мысли!

    (22/31/36)

    Да, теперь уже все ясно! И имя этой поразительной ясности – Красота!

    22!, 14!

    Два последних хода – как два заключительных аккорда вдохновенной симфонии творческого духа!

    И вот он финал!

    [5!!!]

    Такого я не только не мог предположить в самом начале, но даже, когда финал уже стоял у меня перед глазами, я не мог в это поверить. Как это могло случиться? И главное даже не это. Как это могло быть задумано? Вот он основной вопрос подлинно великого творчества. Ответа нет – в смыле готовых рецептов. И ответ есть – сама плоть и кровь этого невероятного шедевра!»

    Примечание:

    Фото сканировано мной (С.Беренштейн) из книги:

    Е.В.Зубов, В.П.Матус
    «ГРАНДЫ РОССИИ ПО ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ Часть 1. В.П.Матус»
    МОСКВА, ГРАФПРЕСС, 2008

    #430877
    SB
    Участник
    ИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

    ВЛАДИСЛАВА МАЛИСА

    (1940 – 2006)

    Владислав Александрович МАЛИС –

    на одном из поэтических вечеров

    СЕНЕ

    …….. С.И.Беренштейну

    На сече – речь. Слова клинкам.
    В руинах башня Вавилона.
    Но гнев угас, и языкам
    Наказ – собраться у Семёна.

    Кто ищет славы, он – слова:
    Стеной полки – на книжны полки.
    Фонем колонна прорвала
    Магнитофона перепонки.

    Руно стригущие у дел.
    Уделали Момона – голый.
    Тебе же высший дан удел –
    Хранить Божественны глаголы.

    Ладошка за окошком – лист.
    Финал фиесты, и маэстро,
    Непревзойденный этюдист,
    Сажает дамочку на место.

    Пятидесятка на весах.
    На сене – ясный месяц в яслях.
    Господь следит на небесах,
    Чтоб Сенина заря не гасла.

    И мы встречались иногда,
    Язык ломали над строкою,
    И Вифлеемская звезда
    Сияла над твоим покоем.

    07.09.2000

    Из книги:

    ВЛАДИСЛАВ МАЛИС

    «ЧЕРЕСПОЛОСИЦА»

    Харьков — 2004

    Примечания

    к строке «Пятидесятка на весах»

    1. Стихотворение написано к моему 50-летию.

    2. Весы – мой знак зодиака.

    (Семён Беренштейн)

    #430878
    SB
    Участник

    П. П. МАТУС

    Исправление задачи из

    17-го Всесоюзного конкурса 1977 г.

    (Публикуется впервые)

    Посвящается

    Семёну БЕРЕНШТЕЙНУ

    П

    I, II 30-24 (43А), 15, 2, 2-11, 10, 25 [20];

    А (23), 28, 25, 7-11, 34, 14 [5].

    I 15? (23! I-A, I-B);
    I-A (43?), 30-24 … VP … {20};
    I-B (25?), 23, 26, 7-11, 44, 33, 35, 40, 50 {45}

    II 23? (43! II-A);
    II-A (25?), 15, 26, 7-11, 44, 33, 35, 40, 50 {45}.

    #430879
    SB
    Участник

    Анатолий САВЧЕНКО

    Мастер ФМЖД

    по шашечной композиции

    Международный конкурс

    «Пинск–2011», 9 очков.

    b8 (d4 A), e7 (f6 В), e5, a3+;

    A (c7), ef6, f6, d6(e7), f8, c5, g1+;

    В (c7), c5(b6 С), f8+; С (f6), e3+.

    Легальность: fe7 (h8:d8).

    #430880
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    КАК Я ПРИШЕЛ В ШАШКИ

    …………………………………….. Чем для меня – земной букашки,
    Носимой по ветру судьбой, –
    Чем для меня явились шашки?..

    ………..С. Беренштейн.
    ………..«По нотам шашечных ходов»

    ………. Это было в третьем в моей жизни детдоме. Мне было примерно 8 лет. Как-то я увидел, как во дворе возле второго корпуса девочки играют в какую-то игру. Я стал следить за ней, и через некоторое время одна из них предложила сыграть и мне. Я согласился и первую же партию у нее выиграл. И эта первая в моей жизни партия была связана не только с моей первой победой, но и с моим самым первым в жизни чувством, которому я тогда еще и названия не знал. Когда я выиграл, я вдруг почувствовал, что на меня кто-то смотрит. Я поднял от доски глаза и увидел небесной красоты девочку. Она сидела на крыльце (стоять она не могла из-за полиомиэлита) и сияла солнечной улыбкой. Да и вся она словно была соткана из солнечных лучей. От ее ярко-рыжих волос, ее светлого с рыжими веснушками лица, от ее смеющихся глаз на меня текли потоки неземного света. Так шашки вошли в меня и вместе с самым ярким чувством моего детства. Приведу свое фото того периода.

    ………. Потом я стал принимать участие во всех шахматных и шашечных соревнованиях, которые проходили в детдоме буквально один за другим. Моими постоянными соперниками были Толик Остапенко и Сережа Румянцев. Толик был мальчик с уникальной памятью. Как-то он подъезжает ко мне на своей коляске (ходить он не мог) и спрашивает, что я читаю. Я показываю ему книгу, и он говорит: а, я ее читал и стал тут же слово в слово передавать по памяти, что в ней написано. А Сережа с поразительной легкостью решал комбинации из газет и журналов. Как-то он показал мне одну комбинацию из газеты. Я ее решить не мог, и он мне показал ее решение. Я был потрясен, когда он отдал все белые шашки, а затем одним сложной траектории ударом побил все шашки черных. Он мне рассказал, как во сне чья-то рука показала ему решение от первого до последнего хода и как он вскочил среди ночи и все решение повторил. Вместе с этой красотой в меня вошел удивительный мир шашечной композиции. Помню, я беспрерывно сотавлял свои комбинации и давал ему решать. И он решал их мгновенно. Показывал он мне и этюды. Но это уже было совершенно иная эстетика. Тут все было не так эффектно, как в комбинациях, но не менее завораживающе и таинственно. Я всегда поражался, как он их решает. Вроде и нет ничего обязательного и в то же время все неизбежно приходит к совершенно неожиданному финалу.

    ………. Когда мне исполнилось 11 лет, меня перевели в другой детдом – в Крыму, а точнее – в Симферополе. Когда я приехал, это было лето, а летом весь детдом вывозили в лагерь, находившийся в Евпатории. Если предыдущий детдом находился рядом с лесом, а предпредыдущий у чудесной речки Ворскла, а еще предпред уже и не помню где (в смысле природы), то этот период моей жизни был прочно связан с морем. Помню, я долго не мог научиться плавать, пока внезапно, сделав какое-то необычное движение, вдруг почувствовал, что я плыву. Это непередаваемое чувство я помню всегда. С тех пор, когда не было волн (потому что когда я как-то поплыл во время волн, я чуть было не утонул), я любил заплывать далеко в море. У меня сохранилось фото, где я на пляже в Евпатории.

    Я в центре

    ……….Так вот, возвращаясь к нашим шашкам, там – в этом новом детдоме – шашечные и шахматные турниры проводились довольно часто. Моим постоянным соперником был Володя Кантор. Как-то он приносит мне одну шахматную задачу на мат в 5 ходов, которую он не мог решить. Я ее тоже решить не смог. Потом, через несколько месяцев, он с триумфом говорит: решил! Я, не говоря ни слова, расставляю позицию и, не задумываясь, делаю все пять ходов решения. Он был поражен, но не менее был поражен и я, ведь я этого решения не знал. Много позже я узнал, что такое телепатия, и со временем понял, что обладаю этим редким даром, как, впрочем, и еще одним удивительным даром – видеть звуки. Долгое время я был уверен, что этой способностью обладают все, но позже понял, что этого не может никто. По крайней мере, я таких людей не встречал. Вероятно, поэтому я и мир вижу несколько по-иному. Да, так именно Володя как-то принес мне газету «Крымская правда» с шашечным отделом в нем, который вел Григорий Андреевич РУДНИЦКИЙ, а позднее и Александр Михайлович ПАВЛОВ. Это был 1965 год. И тут я увидел волшебный мир шашечной задачи. Помню потрясшую меня задачу Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА – 100-клеточую миниатюру, в которой простая запиралась на весу. Когда я увидел этот финал, я не мог этому поверить – неужели возможна такая красота?!

    Вот это чудо!


    Когда тоска иль неудачи
    Меня преследуют порой,
    Тогда лишь в шашечной задаче
    Я обретаю свой покой.

    Лишь в ней – в гармонии бездонной,
    Пространств пронзая даль и лет, –
    Нирваны чудом животворным
    Струится мне отрадный свет.

    Какое дивное творенье –
    Игра свободы и ума!
    Каким таинственным виденьем
    Здесь будто жизнь течет сама!

    Здесь предо мной, как на пуантах,
    Мой зачаровывая взор,
    Парят, сплетая вариантов
    Непредсказуемый узор,

    Ходов мерцающих потоки –
    И я как будто унесен
    Туда, где в сердце одиноком
    Тот давний детства льется сон.

    («По нотам шашечных ходов»)

    ………. Уже через полгода в этой газете была опубликована и моя первая задача.

    Чем для меня – земной букашки,
    Носимой по ветру судьбой, –
    Чем для меня явились шашки?..
    Я вспомнил вдруг: небес трубой

    Они во мне заклокотали,
    Взрывая яростную боль,
    И, разрывая круг печали,
    На жизнь воззвали и на бой.

    И вот над шашечной доскою
    Склонюсь лишь только – и полки,
    Ведомые небес игрою,
    Суровы, смелы и легки,

    Вперед – в последнее сраженье
    Идут за рядом новый ряд.
    Здесь все: атаки, окруженья,
    Прорывы, воля и азарт.

    И мысль, свободная, как чувство,
    Здесь верой страстною влечет, –
    И тактики живой искусство
    Венчает планов тут расчет.

    («По нотам шашечных ходов»)

    ……….Через три месяца после публикации моей первой задачи в «Крымской правде» там же была опубликована еще одна моя задача, которую я считаю истинным началом своей композиторской деятельности.
    Вот эта задача:


    1. 39-25…

    Но здесь – особая задача.
    Здесь цель – не просто победить.
    Победа «просто» – неудача.
    Сраженья цель – одна: пленить.

    Но что бывает горше плена –
    Кому на свете то не знать?
    Здесь высшей пробы платят цену,
    Чтоб доли этой избежать.

    Здесь жизни высший смысл поставлен
    На карту яростной судьбой:
    Свобода – вот небес посланье!
    Вот отчего клокочет бой!

    И в упоенье этой битвы
    Я все земное забывал

    И небу возносил молитвы
    Сквозь творчества девятый вал.

    Те бренные взрывая путы,
    Которые послал мне рок,
    Я в эти дивные минуты,
    Как самый главный свой урок,

    Всегда твердил одно и то же
    Сквозь вихри огненные битв:
    Свобода – вот она, о Боже!
    Святая цель моих молитв.

    Всей жизнью за нее платить я
    Готов, чтоб избежать цепей, –
    Лишь за нее иду на битву
    Я каждый миг судьбы своей.

    «По нотам шашечных ходов»

    ………. Тут хочу отметить, что еще до публикации этих моих первых задач в газ. «Крымская правда» я принял участие в первом в моей жизни конкурсе решений (проведенном этой газетой), по итогам которого мне был присвоен 2-й разряд по игре. Спустя 30 лет Григорий Андреевич РУДНИЦКИЙ так напишет о роли этого конкурса в моей шашечно-композиторской биографии:

    Вот мой перевод этой заметки на русский язык:

    ……….«Осенью 1965 года был организован первый в крымской периодике конкурс на лучшее решение шашечных композиций. В нем принимали участие и начинающие, и разрядники, и титулованные шашисты, например, мастера спорта Н.Пустынников из Тихвина (ставший впоследствии моим наставником и бессменным тренером – С.Б.), Л.Витошкин из Гомеля. Лишь формально не имели тогда мастерского звания Б.Волков из Волгограда (с которым впоследствии у меня установилась переписка и интересное сотрудничество – С.Б.) и М.Балягин из Ленинградской области (ставший впоследствии моим наставником в задачной композиции – С.Б.), который каждый год был в длительных служебных командировках на номерном заводе в Феодосии, а симферопольские кандидаты Д.Сапогов и И.Дмитриев со временем также стали мастерами спорта. Невероятно, но, когда были подведены окончательные итоги, то, среди его победителей, наряду с этими именитыми участниками, оказалось также и имя новичка – восьмиклассника шестой симферопольской школы Семена Беренштейна, у которого не было никакого шашечного опыта, а данный конкурс был для него вообще первым. Такая спортивная сенсация, разумеется, произвела соответствующее впечатление на опытных знатоков игры, но никто из них тогда не догадывался, что это дебют будущего классного проблемиста.
    ……….В следующем году в печати появляется первая задача С.Беренштейна, довольно быстро был взят мастерский рубеж, а теперь Семен Иосифович – гроссмейстер…»

    ……….Шашечный отдел («Дамниця», выпуск 153-й) газеты «Кримська свiтлиця» от 18.05.1996 г.

    ……….Задача на диаграмме посвящена Григорию Андреевичу РУДНИЦКОМУ

    ……….Григорий Андреевич РУДНИЦКИЙ, с которым я познакомился благодаря этому конкурсу, сыграл исключительную роль в моем творческом становлении. Именно он, став моим первым учителем, ввел меня в прекрасный мир шашечной композиции, за что я ему всегда благодарен, равно как и за ту всемерную помощь и поддержку, которую он всегда оказывал мне на всех этапах моего пути в шашечном творчестве. Приведу самое первое мисьмо, полученное мной от Григория Андреевича:

    Письмо написано в феврале 1965 г.

    ………. Приведу еще одну из своих лучших задач, которую я посвятил Григорию Андреевичу РУДНИЦКИМУ.

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Улучшение задачи,
    впервые опубликованной
    на сайте «МиФ»
    12.05.2009

    Данная задача является одновременно
    исправлением моей задачи,
    которая была опубликована ранее (02.09.2012)
    на этом форуме и в которой Пётр Павлович МАТУС
    нашел ППР.

    Публикуется впервые

    П

    .

    .[28]

    .[35]

    .[36]

    .[45]

    .{35}

    .{45}

    41-36 (35 A), 30, 20, 39, 5-10 (13:4 B), 9, 14,
    1, 1:20, 33 [28],

    B (15:4), 10, 44, 1, I 36:20, 1:10, 30,
    37-19 (24 C), 23, 23-40 [35];

    C (25), 19-28, 40, 50 [45];

    A (43), 48, 25-30, 26, 20, 11, 9:20, 4, 47, 26,
    31, 5-41 [36].

    I 1:20?, 10 (50! I-A);

    I-A (15?), 30 … B … {35/45}.

    А миг любой – как ход нежданный:
    Всегда – прорыв иль западня.
    Но всюду нитью Ариадны
    Была надежда для меня.

    И в лабиринте всех сплетений
    Коварных замыслов любых
    Она истоком озаренья
    Была на всех путях моих.

    С ней я бесстрашно опускался
    В те запредельные миры,
    Где предо мною открывался
    Волной причудливой игры

    Поток, не воплощенный жизнью,
    Чей, уплывающий в туман,
    Финалов, схем и механизмов
    Необозримый караван

    Я, как в магическом кристалле,
    Душой плененной созерцал,

    И где аккордам идеала
    Я с замиранием внимал.

    В том многозвучии аккордов
    Тех сфер незримый музыкант
    Вел партитуру переходов
    Из варианта в вариант,

    И на неведомом органе
    По нотам шашечных ходов
    Он контрапунктами финалов
    Хоралы тех творил миров,

    Чьи тайны я постичь стремился,
    Желая страстно в них найти
    Исполненные новым смыслом
    Те сокровенные пути,

    Что вечно манят, как виденье,
    Сквозь несмолкающий прибой
    Сомнений всех и всех прозрений
    Игрою бездны роковой.

    «По нотам шашечных ходов»

    ……….Через несколько месяцев после публикации моей первой задачи произошло следующее событие, которое сыграло переломную роль в моей жизни. Я пару месяцев назад закончил с отличием 8-летнюю школу, и встал вопрос – что дальше? А дальше случилось следующее. Воспитанники симферопольского детдома буквально разгромили его. Причину я не знаю, т.к. ни в каком качестве в этом задействован не был. Вопрос был решен так. Детдом расформировали. Всех его воспитанников разослали по другим детдомам Украины. И только для меня, как не участвовавшего в этом… мероприятии, было сделано исключение – меня перевели в школу-интернат под Евпаторией. Тут один интересный момент, объясняющий, почему руководство знало, что я не участвовал в погроме. Дело было так. Я сижу в комнате, где мы после возвращения из школы, которая находилась недалеко, делали домашние задания, и что-то читаю. Вдруг слышу, что со двора летят камни и что уже начали биться стекла на втором этаже и этот обстрел приближается к окнам в комнате, где я находился. Но из-за того, что перед окнами были кусты сирени, то те, кто бросал камни, не могли пристреляться. Я все сразу понял, раскрыл настежь окна и сел под стол. В этот момент и заходят директриса детдома, воспитательница (я ей всегда благодарен, т.к. она, как-то увидев, что я читаю книгу на французском языке, сказала мне: вот твоя профессия!), сестра-хозяйка и еще несколько сотрудников детдома. Они еще ничего не поняли. Увидев меня под столом, они спрашивают, что я там делаю и что случилось? Я отвечаю: сейчас увидите. И тут в комнату влетает первый камень. Этот момент я запомнил навсегда, так как это была ожившая картина «Последний день Помпеи». Короче, так начался новый этап в моей детдомовской жизни. (В скобках замечу, что жизнь в интернате кардинально отличалась от детдомовской, но в эти детали я углубляться не буду.) Вышеназванную школу я окончил с золотой медалью и т.д. Правда, иностранный язык мне нужно было учить другой, т.к. французского там не было и я быстро (ведь в детстве языки даются легко.) выучил немецкий, не зная, что меня ведет судьба в нужном направлении, т.к. через много лет я буду жить в Германии, о чем я тогда, конечно, и подумать не мог, когда с наслаждением читал «Лорелею» Гейне.

    ……….Вообще-то, я хотел писать о шашках, но, поскольку все равно уже несколько отвлекся, то сделаю перерыв на прекрасной песне «Лорелея», разумеется, на немецком языке. Но сначала приведу свое фото, сделанное в интернате.

    ………. В школе-интернате я сразу же начал играть в двух турнирах по переписке – в обычном, в котором я встретился с Гарри Далидовичем, ставшим впоследствии Чемпионом СССР по шашечной композиции в разделе «Задачи», и тематическом (по дебюту «Косяк»), в котором я выполнил норму первого разряда по игре.

    ……….Приведу одну из партий тематического турнира:

    «Крымская Правда»

    26.06.1968

    ………. В этот период были опубликованы мои новые задачи в «Крымской правде». Вот, к примеру, две из них (опубликованные в одном выпуске).

    «Крымская правда»

    24.06.1967

    ………. Задачу, данную в нотации, приведу на диаграмме.

    Д+П

    1. 16-32…

    ………. Приведу также решение задачи, данной в шашечном выпуске на диаграмме.

    32-28 (43 A), 38, 31-36, 42, 39, 25, 42, 48 [(47),42];

    A (21), 27, 38, 6, 32, 22, 9, 27, 49 [(40),44].

    ……….Когда я увидел, в каких невероятных вариациях Николай Николаевич ПУСТЫННИКОВ обработал мою задачу, я был и восхищен, и потрясен. Это был поистине высший пилотаж задачно-композиторского искусства. Этот великолепный «мастер-класс» Великого Маэстро я запомнил навсегда.

    ……….Из этих двух задач виден приоритет комбинационности моего творчества, хотя, конечно, я тонко чувствую и эстетику позиционных задач, о чем можно судить хотя бы по следующей задаче:

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Одесский конкурс 1974 г.

    2–4 места

    (исправление задачи, опубликованной
    в ж. «Шашки», 1973-3-1252)

    Д+П

    9-4 (11 A), 17
    – 2-х-вариантная основа автора задачи –
    (13 B), 27, 28-22, 44, 44, 41, 24-47 [(36),25];

    B (33), 38, 22, 44, 44, 41, 4-36 [(47),25];

    A (50), 37, 14-23, 4-15, 42, 16, 11, 23-29, 49-43
    – 2-х-вариантная основа А.И.Куличихина (1958 г.) –
    (17 C), 22, 29-33, 39, 49 [(48 ),43];

    C (16), 18-31, 26, 37-31, 15, 47, 34-40, 40, 39, 47-38,
    37, 47 [(46),41].

    ………. Приведу самое первое письмо, полученное мной от Николая Николаевича. Это был последний год (я тогда учился в 10-ом классе) моей учебы в школе.

    ……….Это письмо я храню всю жизнь. С него началась наша переписка, длившаяся до самой кончины моего дорогого учителя, помощь которого была для меня бесценна и чью человеческую теплоту я ощущаю и сейчас.

    ………. Приведу одну из своих лучших задач, которую я посвятил памяти Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА.

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Первая публикация –

    на этом форуме

    23.10.2012

    I 16-11 (26 A), 19 (35:13 VP1),
    29-20, 20, 29, 46, 43:8,
    30, 6 [1,37,41,42,43];

    VP1 (33:13), 15-29, 29… VP…
    [1,37,41,42,43];

    A (8), 7-12, 7, 19, 15-29, 50, 50:30
    [25,26,32,38,42].

    I 19? (33:13! I-A);

    I-A (35:13?), 16-11 (26 I-A-A),
    29-20, 20, 29, 46,
    43:8, 30, 6 {1,37,41,42,43};

    I-A-A (8), 7-12, 7, 15-29, 50,
    50:30
    {25,26,32,38,42}.

    ……….В 1967 г. была опубликована моя первая задача в журнале «ШАШКИ» (Ш-1967-4-43).

    ………. В том же году (1967) у меня началась переписка еще с одним моим учителем и наставником в шашечной композиции – Михаилом Николаевичем БАЛЯГИНЫМ. Помню свое удивление и волнение, когда я сидел на веранде спального корпуса интерната и мне принесли письмо от Михаила Николаевича, начать переписку с которым (равно как и с Николаем Николаевичем Пустынниковым) мне настоятельно советовал Григорий Андреевич Рудницкий, но я так и не набрался духу сделать это первым. Вот начало этого письма

    ……….Позже ННП (так мы называли в переписке нашего «прокурора» Николая Николаевича Пустынникова) в задаче из этого письма нашел ПР.

    ……….Начавшаяся с этого письма переписка с Михаилом Николаевичем длилась многие годы, и его помощь и чисто человеческое участие в моей как шашечной, так и внешашечной жизни я помню всегда с величайшей благодарностью.

    ………. Приведу одну из своих лучших задач, которую я посвятил памяти Михаила Николаевича БАЛЯГИНА.

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Первая публикация –

    на этом форуме

    09.01.2013

    Д+5П

    27 (22 A), 31, 8, 9, 45-40, 19, 31,
    31-37, 11, 29, 50
    [(46),36,38,41,43,45];

    A (21), 25, 32, 28, 9, 14, 28, 45-50
    (32 A1), 49-44,29, 44-40, 3, 14,
    14-28, 28-33, 33-44, 49, 49-40, 39,
    49 [(48),1,26,31,36,43].

    A1 (21), 49-44, 3, 29, 44-40, 14,
    14-28 … вар. А…
    [(48),1,26,31,36,43];

    ……….Приведу еще несколько задач, составленных и опубликованных в Крыму.

    «Крымская правда»

    Шашечный выпуск №100

    22.11.1967

    «Крымская правда»

    26.06.1968

    Позицию, приведенную
    в нотации, даю на диаграмме:

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    «Крымская правда»

    14.08.1968

    Запереть простую

    1. 22-17… [1]+[36]

    ……….Позже я предыдущую задачу усложнил, добавив к ней еще один финал – [16]. Вот это усложнение:

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    V Всероссийский конкурс

    1970 г.

    2-й приз

    Запереть простую

    13-8 (1 A), 16, 31-27 … см. предыдущую
    задачу … [1]+[36];

    A (21), 28-17, 2-11, 33, 26, 27,
    11, 26-21 [16].

    ……….Предлагаю две задачи, из тех, что были мной отправлены на конкурсы, когда я еще жил в Крыму.

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    IV Всероссийский конкурс

    1968 г.

    8-е место

    Ш-1968-10-100

    Дата составления: 08.11.1967

    Запереть простую

    23 (30 A), 9, 50-17 – (эту 2-х-вариантную
    основу я открыл буквально за несколько
    минут до составления данной задачи) –

    (12 B), 42, 20, 44, 35, 40, 50 [45];

    B (11), 9-22, 2, 7, 27, 11, 26-21 [16];

    A (2), 50-17, 20, 6-11, 47, 28, 31, 28-41 [36].

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Всесоюзный конкурс
    юбилейной олимпиады, посвященной
    50-летию БССР и Компартии
    Белоруссии
    (проведен газетой
    «Советская Белоруссия»)

    1968 г.

    4-7-е места на равных

    «Dambrete»-1969-1-235

    Дата составления: 24.07.1967

    Запереть две простые

    20 (14 A), 9, 9, 23, 12, 47, 33, 48 [39,43];

    A (15), 17-12, 18-29, 45-34, 38, 30, 40,
    39, 25, 30, 22, 22-44 [40,45].

    ………. Через год после первой публикации в ж. «Шашки» я составил задачу (еще учась в школе-интернате), которая (уже когда школу я окончил и переехал в Харьков, поступив там сразу в два учебных заведения) заняла второе место в IV Всероссийском (на правах всесоюзного) конкурсе по шашечной композиции (1968 г.) и с которой началось мое стремительное восхождение к высшему на тот момент званию в шашечной композиции «МАСТЕР СПОРТА СССР».
    ……….Вот эта задача:

    «Шашки»-1968-10-108

    9 (14 A), 31, 23-18, 32 (44/50 B), 25, 10, 25-20 [15];

    B (17/11), 10, 19, 44 (24 C), 23, 23-40 [35];

    C (25), 19-28, 40, 50 [45];

    A (13), 21, 8, 7, 41-47, 11, 28, 26, 31, 28-41 [36].

    В итогах об этой задаче сказано:

    «Хорошая четырехфинальная задача

    на оригинальной основе».

    И тайны искра, что добыл я,
    Миров тех запредельных весть –
    Как откровение и символ,
    Как зов неукротимых бездн,

    Неугасимого девиза
    Пронзила огненной стрелой:
    Мне высший дар отныне вызов –
    Будь он небесный иль земной!

    И пусть по воле провиденья
    Предуготован горький плен,
    И неизбежно пораженье,
    И не восстать уже с колен,

    То и тогда – последним вздохом,
    Последним стоном злой судьбы,
    Последних сил сзывая крохи,
    На хрипе горестной трубы –

    Я возвестить без сожаленья
    Успею болью всех утрат:
    Ни смерти нет, ни поражений,
    Коль рок свой встретишь как солдат.

    («По нотам шашечных ходов»)

    ………. Вот мое фото того периода (я студент 1-го курса факультета иностранных языков Харьковского государственного университета и 2-го курса Харьковского учетно-экономического техникума):

    За период с 1968 по 1970 гг. мои основные спортивные результаты

    следующие:

    СОРЕВНОВАНИЯ МЕСТА

    1968 г. IV Всероссийский конкурс 2-е, 6-е, 8-е места

    1968 г. Всесоюзный конкурс юбилейной олимпиады, посвященной 50-летию БССР и Компартии Белоруссии (проведен газетой «Советская Белоруссия») 4-7 места на равных

    1969 г. V Белорусский конкурс 1-е, 2-е, 3-е места

    1969 г. XI Всесоюзный конкурс 2-е, 5-е, 10-е места

    1970 г. V Всероссийский конкурс 1-й и 2-й призы

    1970 г. XII Всесоюзный конкурс 5-е место

    Привожу слова Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА

    об этом периоде моего творчества:

    Из письма от 18.01.1970

    ………. Норматив (24 балла (за 6-е место во всесоюзном и за 3-е место в республиканском конкурсе начислялся один балл, а за каждое более высокое место начислялся на один балл больше)) для присвоения звания «МАСТЕР СПОРТА СССР» я выполнил (набрав 27 баллов) в 1971 году.

    Поздравление от первого учителя –

    Григория Андреевича РУДНИЦКОГО:

    Сообщение в «Крымской правде»:

    Вот отзыв Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА

    о задаче из этой заметки:

    (Из письма от 5 августа 1969 г.)

    ………. Официально звание «МАСТЕР СПОРТА СССР» мне было присвоено в январе 1972 г. Задержка была связана с тем, что я в этот период, в связи с тяжелой операцией, лежал в больнице и у Зиновия Исааковича Цирика, который взял на себя все хлопоты по оформлению этого звания, возникли проблемы со сбором информации.

    Поздравление от тренера – Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА:

    Из письма от 09.05.1972
    Поздравление от Михаила Николаевича БАЛЯГИНА:

    Из письма от 09.04.1972
    ……….Думаю, что лучшим подтверждением справедливости слов моих учителей о заслуженности мной мастерского звания стала победа в двух ближайших конкурсах – тематических конкурсах журнала «64». Вот задачи, занявшие в этих соревноваиях первые места:

    Тематический конкурс

    еженедельника «64», 1972 г.

    Тема:

    запирание простой на весу

    в стоклеточных шашках

    (Судья ─ Н. А. Раменский)

    («64», №19, 1973 г.)

    Тематический конкурс

    еженедельника «64», 1974 г.

    Тема:

    запирание двух простых

    в стоклеточных шашках

    («64», №7, 1975 г.)


    ……….Значек и удостоверение МАСТЕРА СПОРТА СССР мне вручил лично Зиновий Исаакович ЦИРИК.

    ……….С Зиновием Исааковичем ЦИРИКОМ связан уже послекрымский этап моей шашечной, да и вообще жизни, который начался в 1968 г., когда я после окончания школы приехал в Харьков и который длился вплоть до моего отъезда в Германию в 2001 г. То есть во многом этот период выходит далеко за рамки темы этих моих воспоминаний, но я решил все-таки привести
    #430881
    SB
    Участник

    МОИ ВАРИАНТНЫЕ ОСНОВЫ

    Ч.1

    ……….Взаимопереходы финалов и вариантов – вот чем меня всегда привлекали шашечные задачи, во взаимотрансформативных флуктуациях которых я всегда ощущал какую-то удивительную тайну – ту волнующую тайну всеобщей взаимосвязи, которая так поражала меня в физике, а точнее – в тех загадочных динамических взаимосвязях величин, о которых я часто размышлял, идя из детдома в школу и решая задачи олимпиады, вывешенные в кабинете физики, причем настолько самозабвенно, что однажды я так увлекся, что то, что я в какой-то момент преодоления для тех, кто идет на своих двоих, практически незаметного подъема совершил ошибку, я заметил лишь тогда, когда ощутил, что земля уходит у меня из-под ног (а точнее – из-под протезов) и костыли расползаются в мартовской черноземной грязи и я медленно, как это показывают в кино, опрокидываюсь на ранец с книгами и тетрадями, который я носил на спине, и передо мной распахивается дивная синева неба с плывущими в нем обрывками облаков, и я, полный восхищения, думаю о том, как же прекрасен мир, в котором все так взаимосвязано со всем, что из одного можно всегда вывести другое – как, например, из этой грязи, в которой я очутился то ли волей случая, то ли волей судьбы, те вечно куда-то плывущие и вечно куда-то зовующие облака, о которых, как о символе всеобщей взаимосвязи, я помнил даже тогда, когда много позже преподавал своим ученикам мою любимую физику и приводил им знаменитое гегелевское положение о том, что теория лишь тогда может считаться логически обоснованной, если все многообразие ее понятий может быть сведено к одному – цетральному, и наоборот – из понятия-ядра может быть выведено все это, на первый взгляд, не связанное через единый центр многообразие, приводя, к примеру, выведение всей совокупности термодинамических потенциалов из одной-единственной энергетической клеточки, которую я нашел после того, как разработал целостную энергетическую структуру моля, чего я не встречал ни в трех-томнике по общей физике Савельева, ни в учебниках других авторов (а позднее, набрав это словосочетание в гугле, получил ответ: «Нет результатов»), но в оригинальности чего я, разумеется, уверенным быть не могу, поскольку физика это все же не профессия для меня, а всего лишь источник красоты, равно как источником красоты является для меня и шашечная задача с ее магией взаимосвязей и взаимопереходов, которые я и стремился воплотить в своих не только 2-х-, но даже в 3-х-вариантных взаимотрансформативных комплексах уже на самых ранних стадиях моей сопричастности к этой волнующей стихии композиторского творчества, причем настолько ранних, что большинство из них неизбежно наскакивало на рифы если не пээров (побочных решений), то совпадений, примерами которых могут служить две следующие, зафиксированные в письме моего первого учителя в задачной композиции Григория Андреевича РУДНИЦКОГО, задачи.

    ……….Из письма Григория Андреевича РУДНИЦКОГО от 19.11.1967 г. (Обе приведенные в письме задачи составлены в начале 1967 г.)

Просмотр 15 сообщений - с 766 по 780 (из 801 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.