Оценка позиции на основе шаблонов

Главная Форумы Шашечные программы Шашечные программы Оценка позиции на основе шаблонов

Просмотр 6 сообщений - с 1 по 6 (из 6 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #340225
    Kallisto
    Участник

    В Отелло большой успех поимела техника оценки позиции на основе шаблонов.
    Хочется попробовать этот подход и в шашках. Но нужна помощь квалифицированных шашистов, т.к. шаблоны нужно задавать вручную.

    Для начала термины:
    шаблон — набор полей шашечной доски (например, c1 и d1)
    конфигурация шаблона — расположение шашек на полях шаблона (например, с1 — белая, d1 — пустая, c3 — черная)

    Первое, что пришло в голову, это такие шаблоны:


    левый фланг - a1, c1, e1, b2, d2, a3, c3, b4, a5, c5
    правый фланг - e1, g1, f2, h2, e3, g3, f4, h4, g5, h6
    центр - c1, e1, d2, f2, c3, e3, d4, f4, c5, e5, d6, f6, c7, e7, d8, f8

    Центр получился слишком большой (очень желательно чтобы полей в шаблоне было не более 12), а на флангах не учитываются шашки близкие к полям превращения.

    Оценки конфигураций шаблонов нужно будет задавать автоматически по базам партий или еще какими хитрымы методоми (например, нейронными сетями или генетическими алгоритмами).

    Есть у кого-то предложения какие группы полей (не более 12) могут иметь важность для оценки позиции?

    #367775
    NS
    Участник

    Нейроные сети — чистая профанация, и тема только для диссертаций.
    Такого мнения придерживаюсь не только я, но и например авторы Каиссы. :)

    Поиск шаблонов наверно лучше делать мат. методами, а не задавать их вручную.
    причем что искать абсолютно понятно — ОФ это линейная функция от Наличия шашек на доске, комбинаций шашек.
    Например можно таким образом задать веса всех трехшашечных комбинаций.

    Что же надо найти? надо найти комбинации шашек с существенными весами, при этом нужно максимизировать силу иры.

    Что имеем? Набор коээфициентов (весов, параметров)
    и должны максимизировать функцию — силу игры программы.

    Сила игры проверяется тестовыми матчами, Значение силы как функции от весов шаблонов можно максимизировть любыми мат. методами. Генетическими алгоритмами, а скорей всего всякими модификациями спусков и Ньютоном. (по идее генетические алгоритмы являются модификацией спусков с наложенным монте-карло для поиска как можно большего количества локальных экстремумов)

    Второй способ — сила это показатель совпадения оценок… Есть база позиций с готовыми оценкми, мы должны настроить веса таким образом, чтоб минимизировать отклонение. Например методом наименьших квадратов.

    Третий — Значение функции это процент совпадений ходов на наборе тестовых позиций. Например с ходами сильнейших белковых шашистов.

    Далее — тот-же метод настройки.

    в любом случае изначально используются в ОФ все возможные сочетания нескольких шашек, а уже потом из базы исключаются сочетания с малыми весами.

    #367776
    Kallisto
    Участник

    Поиск шаблонов наверно лучше делать мат. методами, а не задавать их вручную.
    причем что искать абсолютно понятно — ОФ это линейная функция от Наличия шашек на доске, комбинаций шашек.
    Например можно таким образом задать веса всех трехшашечных комбинаций.

    Речь идет о десятишашечных шаблонах. Автоматически такие найти не получится.

    #367777
    NS
    Участник

    Пример шахмат показывает что ничего игроки не скажут. Я недавно говорил с Чемпионом мира — кроме того что Слон сильнее Коня больше чем на полпешки, и что признак — безусловная ладья на седьмой — даст не менее двухсот пунктов — я ничего от него не услышал :)
    И как можно начинать с десятишашечных паттернов, даже не попробовав двухшашечные?

    #367778
    Kallisto
    Участник

    Просто непонято как с малофигурными шаблонами можно эффективно работать.

    #367779
    NS
    Участник

    Просто непонято как с малофигурными шаблонами можно эффективно работать.

    малофигурные шаблоны позволяют найти веса спусками либо генетическими алгоритмами, и не требуют ручного выбора шаблонов.

    Насчет как они будут работать — я приводил пример как двухшашечные сочетания шашек одного цвета позволяют посчитать баланс флангов… Так-же они могут позволить сосчитать сбалансированность флангов и центра, Запертые шашки (а7)
    Трехшашечные — дадут уже возможности, возможности для размена.

    Предлагается строить паттерны не только по сочетаниям шашек, но и по сочетаниям шашек с пустым полем.
    Например конечная позиция, шашка на седьмой, пустое поле перед ней на восьмой. Двухфигурное сочетание. Скорей всего есть возможность провести дамку.

    Черная шашка на а5, белая на b4 — скорей всего серьезная связка — двухшашечное сочетание. хотя мне тяжело говорить именно какие сочетания сработают — я в шашки играю весьма слабо, проще попробовать посчитать и посмотреть что получится.
    Я приступил пока только к расчету одношашечных сочетаний (Оценки по координате), причем использую идею Алекса Морозова о «смешании оценок»

    То есть Таблиц много. не одна и не две.
    Отдельные таблицы для бездамочных позиций, позиций когда дамки только у одной стороны, когда у обоих…

Просмотр 6 сообщений - с 1 по 6 (из 6 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.