Судьба одной книжки

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 15 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #339978
    Alkand
    Участник

    В монографии Давида Нудельмана о шашечной литературе много интересных фактов. Познакомьтесь с одним из них.

    4.1.-15. [Куперман И. И. Комбинационная игра в международные шашки.— Киев: Здоров’я, 1978.— 279 с.— 5000 экз.]

    Книга указана в квадратных скобках не без причин. Официально, такая книга не выходила. Однако, в связи с тем, что существует один сигнальный экземпляр, и одна копия с него, можно сказать, что тираж этой книги был два экземпляра.

    Печатание этой книги было остановлено в связи с тем, что многократный чемпион мира по международным шашкам изъявил желание покинуть родину. Решиться на такой серьезный шаг мог только человек, имевший на это веские причины. Не вдаваясь в подробности, замечу, что власти запретили дальнейшее продвижение книги для выпуска. Сигнальный экземпляром книги владел ее автор- И.И. Куперман, после чего тот перешел в руки известного коллекционера из Голландии — Филлипа Схаапа. В настоящее время книга находится в шашечной коллекции Амстердамского университета.

    Книга была рецензирована заслуженным тренером СССР –Б.А. Миротиным. В выходных данных книги указаны следующие участники:
    Редакторы Р.С. Лещинский, Ю.П. Шелуха
    Оформление художника Е.А. Ильницкого
    Художественный редактор А.И. Яцун
    Технический редактор Е.Г. Вольбах
    Корректор Л.В. Воробьева
    Заказ 7-1176
    Намечавшаяся цена- 1руб 56коп.
    Книга была в типографии, когда пришел приказ остановить прессы.

    На базе этой книги автор издал ряд книг по комбинациям с различных полей (см. позиции под №№..)

    #361536
    ALGIMANTAS
    Участник

    К сожалению, в работе г.Давида Нудельмана много не только интересных, но и «интересных» фактов.
    В разделе «Композиция» там главы: 4.1.Комбинации 4.2.Этюды 4.3.Задачи 4.4.Конкурсы составления и решения шашечной композиции 4.5.Литература частично посвященная композиции.
    То, что»Комбинация» и «Проблема» — разные вещи, любой себя уважающий шашечный литератор и т.п. знает уже несколько десятилетии. Но это еще ничего…
    Так как литературе, частично посвященной шашечной композиции, отведена глава 4.5., значит в 4.1. — только книги, полностью посвященные проблемам (или композициям — комбинациям «по Нудельману»). И что мы видим в главе 4.1.? Например:
    4.1.-1. Миротин Б., Сидлин А, Торчинский Г. Комбинации в шашечной партии. М., 1952. (других данных метрики здесь не указываю — А.К.)
    4.2-12. Миротин Б,А., Козлов И.П. Тактика в русских шашек. М., 1974. На примерах почти двухсот партии, сыгранных в различных соревнованиях и сгруппированных по дебютам, авторы знакомят с разнообразными комбинационными примерами в русских шашек.
    4.1.-20. Головня И.А. Дебютные ловушки и комбинации в русских шашках. Киев., 1983.
    4.1.-23. Агафонов В.П. Комбинация. Международные шашки. М., 1984. Сборник содержит около 350 комбинационных партий, сыгранных с 1953 по 1982 г.г.(…).
    4.1.- 27. Vladimir Vigman. Grand master, surrender! Riga, 1991. Приведено 300 позиции известных супермастеров, в которых победа осуществлена или могла быть достигнута комбинацией.
    4.1.-40. Лебедев Ю.А. Комбинации в начале шашечной игры. Н.Новгород, 2002.
    4.1.-41. Козырев Ю.Н. Ловушки и комбинации в начале партии в русских шашках. Кугеси, 2003.
    В главе 4.1. есть еще несколько книг, где у меня сомнения насчет того, есть ли там хоть одна композиция.
    Известнейшии библиограф и библиофил к шашечным композициям приравнивают даже комбинации из практических партии! Вот это — уже настоящая «новость»…
    Большинство других источников, приведенных в главе 4.1., нужно перенести в главу 4.5. (абсолютное большинство), если все таки окажется, что там есть «следы шашечной композиции». Начиная с Alkand упомянутой книгой И.Купермана, кончая книгами «композиторов» Безвершенко, Сайфуллина, Аксанова, Адамовича и др.
    Algimantas Kačiuška

    #361537
    Fenix
    Участник

    Альгимантас, так в чем дело?
    Нудельман попросил Гребенко обнародовать эти главы именно ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ! Вот и пошлите ему свои соображения по этому поводу.
    Мне же остается только извиниться, что за год так и не нашел времени СЕРЬЕЗНО подойти к этой работе!… 😳

    #361538
    ALGIMANTAS
    Участник

    Видимо, во первых, более серьезно должен подойти сам автор работы (монографии?). Консультировать, что дебютная комбинация из партии не является композицией? Извините…
    Я с мною очень уважаемым г.Давидом Нудельманом связь имею, высказал ему ряд заслуженных комплиментов (и в своем издании несколько раз тепло отозвался о нем, публиковал один его материал, планирую печатать и в будущем), указал ошибки (странно, что человек не в начале 90 — ых, а еще год тому назад, страны Балтии причислял СНГ, хотя этому образованию они не принадлежали ни минуты), недавно писал и об в прошлом своем тексте упомянутых СУЩЕСТВЕННЫХ ошибкак. Но работа (монография?), насколько знаю и насколько можно судить из текста г.А.Кандаурова, «ходит по рукам». С «книгами по композиции» г.г. Сидлина, Миротина, Головни и др.
    Дело в том.
    Algimantas Kačiuška

    #361539
    vityadavid
    Участник

    Дорогие друзья!

    Давненько не брал в руки… Нет, не так!

    Давненько не заходил на шашечный сайт Кандаурова и пропустил удовольствие прочитать дружеские замечания по поводу “судьбы одной книги”. Мои друзья, которым я доверяю все детали моего одиночества, знают что я не работал над книгой уже пол-года по причинам им известным. Так что, во первых- “ курочка еще в гнезде………”. Пока книга находится еще в зачаточном состоянии, хотя уважаемый Андрей Напреенков, побывааший у меня в гостях летом, видел готовый материал на 300 страницах и тот что я еще не внес в рукопись.

    Узнал я о полемике на сайте от самого Альгимантаса Качюшки, который прислал мне копию своего комментария – ответ Кандаурову на его информацию о неизданной книге Купермана в год его отъезда из СССР.

    К сожалению, копия текста с сайта, но без обращения ко мне, ну хотя бы: “Уважаемый Давид Менделевич!”.
    Но, вполне возможно, что с выходом стран Прибалтии из состава Союза и приобретения ими независимости, я не только не знал о том Прибалтия не входит в состав СНГ (ошибочно полагал что входит и сознался чистосердечно Альгимантасу в этом), но и правила обращения среди друзей изменились. Это все синтеминтальности- руби прямо: Эй, вот
    что я написал по этому поводу!

    Особого отношения это к сущности разбираемого вопроса не имеет, но Вы меня все изините за такую чувствительность к манере переписки или обращению друг к другу. Уж такой я чувствительный!

    Но, вернемся к делу.

    Я знаком с русскими поговорками и, в соответствии с одной из них “ половину работы друзъям не показывай!” я как будто бы совершил ошибку. Я уж позабыл, но может я перепутал в поговорке одно слово- извините меня.

    Одно оправдание нашел мне Петр Шклудов- один из многих моих объективных и честнейших друзей. Я дал многим возможность высказать критические замечания по поводу содержания, расстановки материалов в библиографической рукописи.

    А вот второе “оправдание“ я нахожу в том, что за базу описания материалов принял систему Мамонтова и Оерса в библиографии, которая вышла в Москве. У них точно так и сделано. Тем не менее, я пока не на той стадии чтобы делать изменения- покая я охочусь за материалами, которых не имею и принимаю замечания. Я договорился со Злобинским и Турией о редактировании этого раздела. Я конечно, благодарен что ляпсусы выявляются рано на этой стадии, до выхода книги. Злобинский мне высказывал аналогичные мнения как Качюшка, но пока я их не воплотил в жизнь.

    Я решил внести ясность, пока дело не дошло до разрыва отношения из-за пустяковой книги, финальный текст которой еще не оформлен.
    Тем не менее, я буду благодарен, если и другие вышлют мне свои критические замечания по моему адресу: vitya_david@yahoo.com
    Давид Нудельман

    #361540
    Reader
    Участник

    “ половину работы друзъям не показывай!”

    На самом деле это звучит так: «Дураку полработы не показывают». Никого, друзья, не имею ввиду, просто уточнил… :) :) :)

    #361541
    alemo
    Участник

    половину работы

    Давид, не сочтите за обиду совет дилетанта 😳 Если работа у Вас замедлилась (причины мне неизвестны), а написано страниц на 300, и ещё материалу страниц на 300 — делайте двухтомник ! Останавливайтесь, обрубайте всё как есть, и оформляйте 1-й том. Одна зачистка и редактирование у Вас может занять приличное время, и книга может оказаться никогда не законченной 🙄 , как к сожалению, уже бывало не раз с многими авторами.

    Дело вы задумали очень большое и грандиозное, без этапов здесь не обойтись. Не спешите отвергать моё предложение, подумайте. Продолжая накапливать материал — Вы можете в нём в какой-то момент утонуть.

    Александр.

    #361542
    vityadavid
    Участник

    Александр!
    Уточняю. Пока у меня 300 страниц текста, однако на следующие 300 материала нет. Возможно будет еще 50-75 страниц. Закончу в 3-4 месяца и дам ребятам на рецензию.С Ароном и Колманом я встречусь дома в рабочей сессии и все огрехи будут устраненыю
    Спасибо за поддержку.
    Давид

    #361543
    Fenix
    Участник

    Хочу обратить внимание и Нудельмана и Качюшки на следующее:
    1) конечно же необходимо четко отделить раздел касающийся непосредственно композиции,
    2) но надо вспомнить и тот факт, что в судействе, при определении ИП (идейных предшественников) частенько ссылаются на позиции встречавшиеся в партиях! [Например: Кукуев провел комбинацию в партии со Шварцманом, а некто Пупкин сделал из этого композицию!…] А потому некое выделение в подразделы КОМБИНАЦИЙ и ОКОНЧАНИЙ (среди которых тоже нередко встречаются готовые этюды) – это, если не необходимая, то желательная работа! И Сидлин, и Миротин, и (…) Головня в своих книгах привели если не композиции, то ИДЕИ композиций! И потому зарезать на корню уже проделанную работу не стоит.

    Возможно именно потому (правда и не только потому) я никак не могу засесть за работу, выдать какие-либо свои рекомендации…
    Кстати некоторых книг просто не видел…

    #361544
    alemo
    Участник

    Каждая конкретная позиция может быть получена 3-я способами:

    1) Из партии.

    2) Результат анализа.

    3) Составлена.

    Других способов мне неизвестно. Наверное так и надо проводить классификацию. Я бы лично составление от композиции не отделял, хотя эти два понятия отличаются.

    #361545
    ALGIMANTAS
    Участник

    В разделе «Книги по композиции» должны быть только книги по композиции. В разделе «Литература, частично посвященная композиции» должны быть книги, в которых приводится И композиции. Если там дать книги в которых нет композиции, а дебютные комбинации, комбинационные партии и т.п., то в этот раздел можно поместить все книги по шашкам (по логике Петра Шклудова, так как во вех них можно найти идейку для композиции. Но это — тупик) или…этого раздела совсем не нужно.
    Могу коснутся еще одного интересного нюанса (хотя это — отдельная тема). Дело в том, что в преамбуле RI и в RIE немножко отличаются понятия оригинальности композиции. С.Юшкевич сознательно (как он мне писал) в RIP не касался вопроса оригинальности, только в преамбуле записал:
    «Произведение шашечной композиции — изобретенная (или случившаяся в партии) позиция с определенным заданием.»
    При подготовке RIE, в работе над которыми моя роль уже была заметная, я Сергею доказал, что нужно более конкретно регламентиовать вопрос оригинальности и была принята такая редакция:
    «3.1.1. Этюд (La Fin de Partie) — произведение шашечной композиции, которое характеризуется количеством шашек: у белых не более четырех, у черных не более семи. В жанре «Этюды» есть два типа заданий: «Выигрыш» или «Ничья». В каждом типе игру начинают белые. Первый ход белых не должен быть ударным. Настоящие правила действительны для этюдов с заданиями как «Выигрыш», так и «Ничья».
    3.1.2. Этюд должен быть оригинальным, то есть неопубликованным, не участвовавшим или не участвующим в соревнованиях; этюд не должен повторять позицию из опубликованной партии или опубликованного анализа. «
    Вот теперь так и получается, что по RI проблема, миниатюра может повторять позицию из опубликованной партии (если на соревнования по композиции допускаются опубликованные композиции), этюд — нет. По моему, второй подход более правильный (мы его вносим и в правила шашечной композиции Литвы, работа над которыми идет к концу), так как партию создает не один человек и т.п.
    И, как правильно любит повторять Петр Шклудов, всякие правила касаются только соревновании…
    Algimantas Kačiuška

    #361546
    vityadavid
    Участник

    Уважаемые друзья!
    Во первых, разрешите уточнить вам, что я не специалист ни в одной из областей раздела 4.
    Я лишь исследователь вопросов касающихся истории и библиографии шашек и собиратель ее литературы.
    Когда решал как оформить имеющиеся у меня материалы, решил, что последую примеру Мамонтова и Оерса в их библиографии. Вот это я и принял за основу. У вас у всех есть эта библиография и все вы можете убедиться в том что и она может не соответствовать вашим идеям.
    Мне хотелось принести пользу, но в этом вопросе легко сделать ошибки. Я рассеку “Гордиев узел” одним махом: я объединю все эти разделы под обширным названием и дам все материалы в хронологическом порядке. Тогда и вопросов не будет.
    Спасибо вам всем за замечания по разделу.
    С уважением,
    Давид Нудельман

    #361547
    Fenix
    Участник

    Уважаемые друзья!
    Я рассеку “Гордиев узел” одним махом: я объединю все эти разделы под обширным названием и дам все материалы в хронологическом порядке. Тогда и вопросов не будет.

    Давид Нудельман

    А ведь это выход!…
    Библиография не потеряет своей актуальности, если её дать ПО ГОДАМ ВЫХОДА книг! И не более!!!

    А вот если будет аннотация, то там уж…

    #361548
    steenslag
    Участник

    (Off topic) Piet Lauwen is a well known problem composer. Nowadays he runs a internet- bookshop , specialized in checkers and chess. Todays auction is about 64 checkers. http://www.sport-vrijetijd.info/?id=18783 I’ll try to translate the most interesting item:

    09/01/2006 248/02 Euro 100.00 <128>

    A.D. Petrow: Roekowodstwo k osnowateljnomoe [pznanioe sjasjetsjnoj igry. (Sankt Peterbourg 1827 p.68).
    According to Kruijswijk this is the oldest Russian book about checkers. The first page and the last four pages are photocopies. Otherwise it’s a good specimen of this very rare book.

    #361549
    Fenix
    Участник

    (Off topic) Piet Lauwen is a well known problem composer. Nowadays he runs a internet- bookshop , specialized in checkers and chess. Todays auction is about 64 checkers. http://www.sport-vrijetijd.info/?id=18783 I’ll try to translate the most interesting item:

    09/01/2006 248/02 Euro 100.00 <128>

    A.D. Petrow: Roekowodstwo k osnowateljnomoe [pznanioe sjasjetsjnoj igry. (Sankt Peterbourg 1827 p.68).
    According to Kruijswijk this is the oldest Russian book about checkers. The first page and the last four pages are photocopies. Otherwise it’s a good specimen of this very rare book.

    (От темы), Piet Lauwen — известный композитор проблемы. В настоящее время он управляет Интернетом — книжный магазин, специализированный в шашках и шахматах. Аукцион Todays — приблизительно 64 шашки. http://www.sport-vrijetijd.info/? Id=18783 я буду пробовать перевести самый интересный пункт:

    09/01/2006 248/02 100.00 евро <128>

    Нашей эры. Petrow: Roekowodstwo k osnowateljnomoe [pznanioe sjasjetsjnoj igry. (Sankt Peterbourg 1827 p.6.
    Согласно Kruijswijk это — самая старая российская книга о шашках. Первая страница и последние четыре страницы — фотокопии. Иначе это — хороший экземпляр этой очень редкой книги.

Просмотр 15 сообщений - с 1 по 15 (из 15 всего)
  • Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.