Главная › Форумы › О шашечной композиции › О шашечной композиции › ЮБИЛЕЙ С.Ю.ЮШКЕВИЧА
- В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление 11 лет, 8 месяцев назад сделано SB.
-
АвторСообщения
-
12.01.2013 в 20:56 #341478SBУчастник
12 января 2013 г. Международному гроссмейстеру по шашечной композиции, Заслуженному артисту Украины Сергею Юрьевичу ЮШКЕВИЧУ исполнилось 60 лет.
В этой связи я решил опубликовать на этом сайте в целостном виде свою статью, посвященную его творчеству, которая впервые была напечатана в 2007 г. в американской газете «РУССКИЙ БАЗАР» по частям (ч.1, ч.2, ч.3).
МУЗЫКА… ВОЛШЕБСТВО… ГАРМОНИЯ… „Две тайны – музыка и шашки…“
(Семен Беренштейн. «Маэстро»)
Музыка и шашечная композиция… Как необычно это сочетание таких, казалось бы, абсолютно несхожих сфер искусства… И в то же время – как органично они слились в двуединстве творческого феномена музыканта (лауреата международного конкурса пианистов имени Королевы Елизаветы) и шашечного проблемиста (международного гроссмейстера, двукратного чемпиона СССР и десяти(!)-кратного чемпиона Украины) – СЕРГЕЯ ЮШКЕВИЧА. Я слышал в его эмоциональном исполнении Второй фортепьянный концерт Рахманинова, о котором я вспомнил, верней – монументальные аккорды которого я явственно ощутил – именно ощутил, когда передо мной развернулась блистательная игра его непередаваемой красоты дамочной проблемы. №1 “De Problemist”, June 2004.
ВЫИГРЫШ
43, 20 (43 A), 1, 1:18, 48 [(49),35,39,43];
A (45) 40, 2, 40, 48 [(49),39,43,44].
Трудно даже себе вообразить, что такое вообще возможно. Что это: задача, оказавшаяся фантастической проблемой, или проблема в парадоксальной задачной реализации? Это самое большое чудо, которое мне довелось когда-либо увидеть в шашечной композиции. Такое непредставимое объединение необъединимого, достигнутое на высочайшем взлете творческой фантазии! И притом – не на поверхностном уровне механического сцепления, а на самом глубинном уровне – уровне синтеза феерической комбинационности проблем и захватывающей вариантно-игровой трансформативности задач. Вот он момент истины – этот удивительный синтез, в недрах которого, как в бездонной гармонии, – вдохновенными аккордами Рахманиновского концерта – мне и открылся подлинный смысл шашечной задачной композиции. Нет, он не в финалах, какими бы невероятными они ни были. Не в их – пусть даже и самых виртуозных – механизмах объединения. В самой своей сокровенной сути он – в той таинственной гармонии, которая одна лишь и способна звучать возвышенной музыкой творческого духа.
Задачное творчество Юшкевича – это не просто открытие ранее неведомого в данной области шашечной композиции. Нет, это нечто большее, ибо это открытие явилось подлинным откровением – откровением художественной высоты и философской глубины задачного жанра, которое даровано нам как некая эстетическая summa summarum его более чем векового развития. И это при том, что в общей сложности С.Юшкевичем составлено чуть более десяти задач. Как мало и в то же время как много! Уже одного вышеприведенного шедевра было бы достаточно, чтобы имя его автора навсегда вошло – как одно из самых выдающихся – в летопись яркой истории задачной композиции. А ведь у него почти каждая задача – это шедевр. Впрочем, смотрите (а еще точнее – слушайте) сами:№2 “ШАШЕЧНЫЙ МИР”, # 2, 1998.
Д + 2П
26 (22:31 A), 3, 03:13, 18, 45:01, 48:39, 26-12, 01:34, 48 [(47),36,42];
A (42:31), 26:03, 2 (29 A1), 50, 48:26, 28, 37, 12, 15, 47 [(46),36,41];
A1 (22:31) 48:26, 50, 28 … вар. А… [(46),36,41].
(Задача составлена 25.06.1997.)
Итак, вслушайтесь, как чарующи скрипичные мелодии изысканных спиралевидных полетов дамок… как щемяще тремоло ударов на большинство… как динамичны упругие ритмы вариантно-игровых взаимотрансформаций… и как волнующи заключительные аккорды поражающего своей смелостью и оригинальностью главного финального механизма! Это ли не музыка! Это ли не возвышеннейшая симфония рацио и чувства, логики и фантазии, алгебры и гармонии!
Как видим, и в классическом своем исполнении задачи Юшкевича – как на некоем эстетическом императиве – основаны на чудодейственном парадоксе межжанрового синтеза. Говоря о генезисе этого императива – этого основополагающего инварианта задачного творчества Сергея Юшкевича, следует отметить как субъективную, так и объективную составляющие закономерности его возникновения. Дело в том, что наличие в проблеме задачного финала всегда усиливает ее эстетическое воздействие, что является объективным фактором появления именно таких проблем. Вот одна из красивейших проблем на эту тему, автором которой как раз и является Сергей Юшкевич – признанный мэтр этого жанра шашечной композиции:№3 L’Effort, # 151, 1973.
ВЫИГРЫШ
18, 23, 249, 41, 38, 3, 40, 5.
Как неожиданно и в то же время как естественно впечатляющее зрелище комбинационной игры в этой масштабной проблеме завершается совершенно невероятным финалом, включающим в себя уникальное заключение дамки и двух простых навесу. И таких проблем с задачными финалами в творчестве С. Юшкевича немало, как немало их и в творчестве других проблемистов. Но – и здесь я перехожу к субъективному фактору – лишь Сергею Юшкевичу, подошедшему к проблеме межжанрового синтеза с другой – диаметрально противоположной – стороны – со стороны задач, – удалось – благодаря его поразительной интуиции – проникнуть в самую ее сердцевину, постичь ее парадоксальную – никакому рациональному анализу не доступную – природу и в открывшейся – как озарение! – художественно-механизменной парадигме найти – с блеском им в его феноменальной серии задач-шедевров воплощенное – ее ярчайшей оригинальности решение, суть которого я бы выразил так: межжанровый синтез – это триумф взаимотрансформационной логики, одухотворенной стихией гениального комбинационного воображения.
Но довольно о теории („Суха теория, мой друг…“ Гете. «Фауст»). Лучше посмотрим еще несколько жемчужин задачно-композиторской практики Сергея Юрьевича Юшкевича. Вот один из поэтичнейших образцов его несравненной творческой сокровищницы:№4 “ШАШЕЧНЫЙ МИР”, №2, 1998.
Д + 2П
8 (13:16 A), 36, 36:39, 23, 23:40 [(49),35,43];
A (13:11), 20, 36, 36:13, 42, 42:20, 13:39, 39, 49 [(50),44,45].
(Задача составлена 18.06.1997.)
Какая воздушная архитектоника! Какое изысканное мастерство! Какой волшебный свет совершенства! Как будто перед тобой не создание ума, а – „Природы совершенное творенье
Для совершенных вытканное глаз“.(Николай Заболоцкий. «Лодейников»)
И в этой магии света и совершенства мне чудятся проникновенные, неземные звуки «Лунной» сонаты, которую мне хоть и не привелось слышать в исполнении Сергея Юрьевича, но которую я так отчетливо слышу сквозь эту завораживающую партитуру сердца.
Музыка… Волшебство… Гармония… Вот самые точные определения творчества Сергея Юшкевича. Ведь сказал же поэт:„Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.“(Борис Пастернак. «Определение творчества»)
А вот следующая его задача – это уже поистине «страсти разряды». №5 “ШАШЕЧНЫЙ МИР”, №2, 1998.
Д + П
28, 04:38 (50 A), 06:44 (49:30 , 25:39 [(50),35];
B (50:30), 25:43, 50 [(49),44];
A (2), 06:22, 13, 25:43, 49 [(50),44].
(Задача составлена 13.04.1997.)
Какой первый ход! Какая игра! Какие финалы! Шторм… Ураган… Ослепительные вспышки молний… И это тоже Бетховен, но не исполненная покоя и умиротворения «Лунная», а могучая, порывистая, неукротимая «Аппассионата».
Создать такое чудо мог не просто художник, а художник-творец, провидец, мыслитель и повелитель стихий! Но – парадоксальной идее уже тесно в привычных рамках ста клеток, и вот – еще одно чудо – чудо преодоления и прорыва к новым рубежам и горизонтам.№6 Д + П
h4-l6 (f6:h4 A), k3:g3 (m5:m1 , a11:l2 (k1:m5 C), n6:k3 [(m1),n4];
C (m1:m5), n6:h2, m1 [(k1),l2];
B (k1:d12), a11:f6, f6-h8, n6:h2, k1 [(m1),l2];
A (m5:k7), n6-k9, k3:f4, a11:h8, k9-e5, e5-k1 [(m1),l2].
(Задача составлена 10.12.2006.)
“В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.“(Николай Заболоцкий. «Бетховен»)
И вот – в извечной погоне за неуловимой мечтой об идеале – покорена еще одна сверкающая вершина искусства! Грандиозный замысел воплощен! Стихия укрощена! Невероятной мощи синтез высвободил небывалый заряд эстетической энергии и породил невиданную дотоле гармонию – гармонию яростной воли, неукротимого интеллекта, бездонных глубин человеческого сердца и запредельных высот творческого Гения! И эта гармония звучит во мне самой прекрасной музыкой – музыкой вдохновения и красоты! Семен Беренштейн,
гроссмейстер Украины по шашечной композиции.
19.12.2006 – 15.01.2007. Германия, г.Галле. -
АвторСообщения
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.