SB

Ответы в темах

Просмотр 15 сообщений - с 466 по 480 (из 2,500 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • в ответ на: Музыка #394705
    SB
    Участник

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430883
    SB
    Участник

    МОИ ВАРИАНТНЫЕ ОСНОВЫ

    часть третья

    ……….В предыдущей части я дал ответ на вопрос, почему уже на самых ранних этапах моего композиторского творчества меня интересовало усложнение вариантных основ. Теперь же отвечу на второй вопрос: почему это касалось главным образом основ, открытых мной? Здесь есть два момента – объективный и субъективный. Объективный заключается в том, что поначалу я никаких вариантных основ просто не знал, и мне приходилось усложнять лишь те, которые я находил сам. Приведу такой пример из самой ранней моей практики – 1966 г.

    Б.д.: c3, d2, d6, б.п.: a1, b4, c1, e1; Ч.п.: a7, b6. Запереть дамку и простую. Решение: ab2 (c5 A), de5, f2, a5, b6, fe3, a5, cd2, b4, b2 [(c1),a3]; A (a5), d2-f4, g7, b2, c5, c3, c1 [(a1),b2].

    Несколько позже, приняв эту задачу за основу, я усложнил ее, добавив к ней вариант с финалом [(g1),f2]. Задача-усложнение выглядела так:

    Б.д.: c3, f6, g1, h2, б.п.: b2, b4, c1, c5, e1, g3, g7; Ч.п.: b8, h8. Запереть дамку и простую. Решение: gf2 (a7), fg5, fe3, d6 и получилась вышеприведенная основа. A (c7), b6… [(g1),f2].

    Это усложнение я послал Гарри ДАЛИДОВИЧУ, который мне прислал следующий вердикт Н.Н.ПУСТЫННИКОВА (моя переписка с Николаем Николаевичем началась несколько позже):

    ……….Попутно приведу еще два фрагмента из письма Гарри Далидовича. Первый – его обращение к Николаю Николаевичу с просьбой проверить мои задачи:

    ……….Второй – с отзывом Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА о моем творчестве того периода:

    Каюсь, Гарри это письмо я не возвратил.

    ……….Но, как я уже указал, был и субъективный фактор в том, что усложнять я предпочитал свои вариантные основы, а чем дальше – и целые задачи. И заключается он в том, что, усложнняя собственные задачи, ты чувствуешь то, чего никогда не ощутить при усложнении чужих основ.

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430882
    SB
    Участник

    МОИ ВАРИАНТНЫЕ ОСНОВЫ

    часть вторая

    ……….Из двух задач, приведенных в первой части рассказа о моих вариантных основах, отношение к рассматриваемой теме имеет только первая. И хотя и основа, и ее усложнение оказались НЕ моими, в данном случае это значения не имеет, т.к. этот пример я привел лишь для того, чтобы показать, что усложнение открытых мной основ интересовало меня уже на самых ранних этапах моего пути в композиции. Здесь возникает два вопроса. Первый: почему усложнение? И второй: почему усложнение именно собственных основ? Сначала – ответ на первый вопрос. Он, по сути, дан уже в первой части – из-за моего восхищения перед все более сложной взаимотрансформацией финалов и вариантов. Именно поэтому я на предложение Михаила Николаевича БАЛЯГИНА обращаться к нему с любыми вопросами, связанными с композицией, в первом же своем письме попросил его прислать мне многовариантные задачи в русских шашках. Приведу ответ Михаила Николаевича на эту просьбу.

    ……….Удивление Михаила Николаевича по поводу того, что меня интересуют в первую очередь многовариантные задачи на малой доске, было, скорее всего, вызвано тем, что он еще не знал, что, во-первых, уже тогда я свободно себя чувствовал в составлении задач как «100», так и «64», причем, как позиционных, так и комбинационных, и, во-вторых, – что многовариантные задачи в русских шашках вызывали во мне тот благоговейный трепет, которого в 100-клетках я не ощущал – при всем моем восхищении перед ними. Природу этого различия я объяснить не могу, и тем не менее это было так. Да и разве можно было без благоговения создать, например, вот такую 4-х-вариантную задачу, в которой я – практически в самом начале своего композиторского творчества – сделал то, чего, кроме меня, никому сделать не удалось – объединить знаменитые, неоднократно усложнявшиеся, вариантные основы А.Г.Агеева и Н.Т.Трофимова на запирание дамки с простой в русских шашках, известные еще с начала 20-го века?!

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    V Белорусский конкурс, 1969 г.

    II Чемпионат СССР, 1971 г.

    («Dambrete», 1970-3-574)

    Д+П

    hg5, h6 (f6 A), g5, g7, ca7, bc5
    – 2-х-вариантная основа
    А.Г.Агеева (1908 г.) – (h6 B), g5, c1-e3, dg3, c3, ae3
    [(g1),h2];

    B (f6), g5, df4, a3, b4, ae3, a3, b2, e1, c3, c1 [(a1),b2];

    A (a7), g5, g7, c7-b6, f8
    – 2-х-вариантная основа
    Н.Т.Трофимова (1906 г.) – (h6 С), g5, c5-e3, d6, h2
    [(g1),a3];

    С (f6), g7, b4-a5, h6, cd4, ce3, e5, c3, c1 [(a1),b2].

    ……….Приведу заодно и две свои задачи-100, в которых также представлена тема объединения известных вариантных основ.

    ……….Пример первый. Это был 1969 г., т.е. так же, как и в предыдущем случае, – начало (мне тогда было 18 лет) моего проблемистского творчества. Дело в том, что до меня существовала лишь одна 4-х-финальная миниатюра (Н.А.Раменского), но оформление ее было не совсем удачно. Мне удалось решить проблему создания 4-х-финальной миниатюры в идеальной форме, что не удалось больше никому. Вот эта задача.

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    «Шашки», 1969-12-361

    XI Всесоюзный конкурс 1969 г.

    2-е место

    П

    13-22 (13 A), 38, 20, 37, 2 (17 B), 11, 43, 16, 21, 36-31 [26];

    B (16), 47, 26, 21, 19, 26, 31, 19-41 [36];

    A (28 ), 37, 11, 22, 19, 44 (24 C), 23, 23-40 [35];

    C (25), 19-28, 40, 50 [45].

    Отзыв Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА

    об этой задаче:

    (Из письма от 5 августа 1969 г.)

    ……….Следующая задача-100 на тему объединения известных вариантных основ участвовала в 12-ом Всесоюзном конкурсе (1970 г.), а затем ее исправление – в Одесском конкурсе (1973 г.), но и там было обнаружено ПР. Предлагаю ее новое оформление.

    С. И. БЕРЕНШТЕЙН

    Новая редакция –

    публикуется впервые

    Первоначальная редакция – см. Ш-1970-11-726

    Д+П

    44 (27 A), 23-34, 22, 10, 34-30, 48-42
    – 2-х-вариантная основа М.Н.Балягина (1963 г.) –
    (26 B), 22-39, 42, 46-37 [(48),35];

    B (27), 22-39, 41, 38, 39-43 [(49),35];

    A (26), 46-37, 30, 38, 36, 4-31
    – 2-х-вариантная основа А.И.Шошина (1901 г.) – перенос на «100» –
    (24 С), 29, 10-32, 39, 38, 5, 41 [(47),42];

    С (25), 15, 37-41, 24, 32, 41, 37 [(46),35].

    в ответ на: Проблемы нужно решать СЕГОДНЯ! #440881
    SB
    Участник

    Информация к размышлению:

    1. Согласно русскому тексту соответствующего пункта
    Регламента Первого личного чемпионата мира по проблемам
    в русские шашки (64-PWCP-I):

    «Разрешено участие как новых композиций, так и опубликованных ранее (в том числе и в электронных средствах массовой информации, включая Интернет-форумы и сайты), или принимавших участие в соревнованиях с 1.1.2000г.»

    — поскольку перед перед союзом «или» стоит запятая, превращающая данный союз из разделительного в уточняющий, — только те ранее опубликованные композиции могут принимать участие в данном соревновании, которые принимали участие в соревнованиях с 1.1.2000г. и никакие другие.

    2. Согласно английскому тексту соответствующего пункта
    Регламента Первого личного чемпионата мира по проблемам
    в русские шашки (64-PWCP-I):

    «New, previously published (including electronic media, internet forums and web-sites) or the compositions taking part in competitions since January 1, 2000 are allowed to participate.»

    срок 01.01.2001 относится ТОЛЬКО к композициям, принимающим участие в соревнованиях, но НЕ относится ни к новым, ни к ранее опубликованным композициям.

    в ответ на: Шашки — народная игра! #439803
    SB
    Участник

    Александру Моисееву:

    Александр, спасибо за прекрасные ответы на такие
    разнообразные вопросы, данные Вами легко, непринужденно,
    остроумно, увлекательно и одновеременно — глубоко, серьезно, профессионально!

    Здоровья Вам и новых успехов во всем!

    Семен

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430881
    SB
    Участник

    МОИ ВАРИАНТНЫЕ ОСНОВЫ

    Ч.1

    ……….Взаимопереходы финалов и вариантов – вот чем меня всегда привлекали шашечные задачи, во взаимотрансформативных флуктуациях которых я всегда ощущал какую-то удивительную тайну – ту волнующую тайну всеобщей взаимосвязи, которая так поражала меня в физике, а точнее – в тех загадочных динамических взаимосвязях величин, о которых я часто размышлял, идя из детдома в школу и решая задачи олимпиады, вывешенные в кабинете физики, причем настолько самозабвенно, что однажды я так увлекся, что то, что я в какой-то момент преодоления для тех, кто идет на своих двоих, практически незаметного подъема совершил ошибку, я заметил лишь тогда, когда ощутил, что земля уходит у меня из-под ног (а точнее – из-под протезов) и костыли расползаются в мартовской черноземной грязи и я медленно, как это показывают в кино, опрокидываюсь на ранец с книгами и тетрадями, который я носил на спине, и передо мной распахивается дивная синева неба с плывущими в нем обрывками облаков, и я, полный восхищения, думаю о том, как же прекрасен мир, в котором все так взаимосвязано со всем, что из одного можно всегда вывести другое – как, например, из этой грязи, в которой я очутился то ли волей случая, то ли волей судьбы, те вечно куда-то плывущие и вечно куда-то зовующие облака, о которых, как о символе всеобщей взаимосвязи, я помнил даже тогда, когда много позже преподавал своим ученикам мою любимую физику и приводил им знаменитое гегелевское положение о том, что теория лишь тогда может считаться логически обоснованной, если все многообразие ее понятий может быть сведено к одному – цетральному, и наоборот – из понятия-ядра может быть выведено все это, на первый взгляд, не связанное через единый центр многообразие, приводя, к примеру, выведение всей совокупности термодинамических потенциалов из одной-единственной энергетической клеточки, которую я нашел после того, как разработал целостную энергетическую структуру моля, чего я не встречал ни в трех-томнике по общей физике Савельева, ни в учебниках других авторов (а позднее, набрав это словосочетание в гугле, получил ответ: «Нет результатов»), но в оригинальности чего я, разумеется, уверенным быть не могу, поскольку физика это все же не профессия для меня, а всего лишь источник красоты, равно как источником красоты является для меня и шашечная задача с ее магией взаимосвязей и взаимопереходов, которые я и стремился воплотить в своих не только 2-х-, но даже в 3-х-вариантных взаимотрансформативных комплексах уже на самых ранних стадиях моей сопричастности к этой волнующей стихии композиторского творчества, причем настолько ранних, что большинство из них неизбежно наскакивало на рифы если не пээров (побочных решений), то совпадений, примерами которых могут служить две следующие, зафиксированные в письме моего первого учителя в задачной композиции Григория Андреевича РУДНИЦКОГО, задачи.

    ……….Из письма Григория Андреевича РУДНИЦКОГО от 19.11.1967 г. (Обе приведенные в письме задачи составлены в начале 1967 г.)

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430880
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    КАК Я ПРИШЕЛ В ШАШКИ

    …………………………………….. Чем для меня – земной букашки,
    Носимой по ветру судьбой, –
    Чем для меня явились шашки?..

    ………..С. Беренштейн.
    ………..«По нотам шашечных ходов»

    ………. Это было в третьем в моей жизни детдоме. Мне было примерно 8 лет. Как-то я увидел, как во дворе возле второго корпуса девочки играют в какую-то игру. Я стал следить за ней, и через некоторое время одна из них предложила сыграть и мне. Я согласился и первую же партию у нее выиграл. И эта первая в моей жизни партия была связана не только с моей первой победой, но и с моим самым первым в жизни чувством, которому я тогда еще и названия не знал. Когда я выиграл, я вдруг почувствовал, что на меня кто-то смотрит. Я поднял от доски глаза и увидел небесной красоты девочку. Она сидела на крыльце (стоять она не могла из-за полиомиэлита) и сияла солнечной улыбкой. Да и вся она словно была соткана из солнечных лучей. От ее ярко-рыжих волос, ее светлого с рыжими веснушками лица, от ее смеющихся глаз на меня текли потоки неземного света. Так шашки вошли в меня и вместе с самым ярким чувством моего детства. Приведу свое фото того периода.

    ………. Потом я стал принимать участие во всех шахматных и шашечных соревнованиях, которые проходили в детдоме буквально один за другим. Моими постоянными соперниками были Толик Остапенко и Сережа Румянцев. Толик был мальчик с уникальной памятью. Как-то он подъезжает ко мне на своей коляске (ходить он не мог) и спрашивает, что я читаю. Я показываю ему книгу, и он говорит: а, я ее читал и стал тут же слово в слово передавать по памяти, что в ней написано. А Сережа с поразительной легкостью решал комбинации из газет и журналов. Как-то он показал мне одну комбинацию из газеты. Я ее решить не мог, и он мне показал ее решение. Я был потрясен, когда он отдал все белые шашки, а затем одним сложной траектории ударом побил все шашки черных. Он мне рассказал, как во сне чья-то рука показала ему решение от первого до последнего хода и как он вскочил среди ночи и все решение повторил. Вместе с этой красотой в меня вошел удивительный мир шашечной композиции. Помню, я беспрерывно сотавлял свои комбинации и давал ему решать. И он решал их мгновенно. Показывал он мне и этюды. Но это уже было совершенно иная эстетика. Тут все было не так эффектно, как в комбинациях, но не менее завораживающе и таинственно. Я всегда поражался, как он их решает. Вроде и нет ничего обязательного и в то же время все неизбежно приходит к совершенно неожиданному финалу.

    ………. Когда мне исполнилось 11 лет, меня перевели в другой детдом – в Крыму, а точнее – в Симферополе. Когда я приехал, это было лето, а летом весь детдом вывозили в лагерь, находившийся в Евпатории. Если предыдущий детдом находился рядом с лесом, а предпредыдущий у чудесной речки Ворскла, а еще предпред уже и не помню где (в смысле природы), то этот период моей жизни был прочно связан с морем. Помню, я долго не мог научиться плавать, пока внезапно, сделав какое-то необычное движение, вдруг почувствовал, что я плыву. Это непередаваемое чувство я помню всегда. С тех пор, когда не было волн (потому что когда я как-то поплыл во время волн, я чуть было не утонул), я любил заплывать далеко в море. У меня сохранилось фото, где я на пляже в Евпатории.

    Я в центре

    ……….Так вот, возвращаясь к нашим шашкам, там – в этом новом детдоме – шашечные и шахматные турниры проводились довольно часто. Моим постоянным соперником был Володя Кантор. Как-то он приносит мне одну шахматную задачу на мат в 5 ходов, которую он не мог решить. Я ее тоже решить не смог. Потом, через несколько месяцев, он с триумфом говорит: решил! Я, не говоря ни слова, расставляю позицию и, не задумываясь, делаю все пять ходов решения. Он был поражен, но не менее был поражен и я, ведь я этого решения не знал. Много позже я узнал, что такое телепатия, и со временем понял, что обладаю этим редким даром, как, впрочем, и еще одним удивительным даром – видеть звуки. Долгое время я был уверен, что этой способностью обладают все, но позже понял, что этого не может никто. По крайней мере, я таких людей не встречал. Вероятно, поэтому я и мир вижу несколько по-иному. Да, так именно Володя как-то принес мне газету «Крымская правда» с шашечным отделом в нем, который вел Григорий Андреевич РУДНИЦКИЙ, а позднее и Александр Михайлович ПАВЛОВ. Это был 1965 год. И тут я увидел волшебный мир шашечной задачи. Помню потрясшую меня задачу Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА – 100-клеточую миниатюру, в которой простая запиралась на весу. Когда я увидел этот финал, я не мог этому поверить – неужели возможна такая красота?!

    Вот это чудо!


    Когда тоска иль неудачи
    Меня преследуют порой,
    Тогда лишь в шашечной задаче
    Я обретаю свой покой.

    Лишь в ней – в гармонии бездонной,
    Пространств пронзая даль и лет, –
    Нирваны чудом животворным
    Струится мне отрадный свет.

    Какое дивное творенье –
    Игра свободы и ума!
    Каким таинственным виденьем
    Здесь будто жизнь течет сама!

    Здесь предо мной, как на пуантах,
    Мой зачаровывая взор,
    Парят, сплетая вариантов
    Непредсказуемый узор,

    Ходов мерцающих потоки –
    И я как будто унесен
    Туда, где в сердце одиноком
    Тот давний детства льется сон.

    («По нотам шашечных ходов»)

    ………. Уже через полгода в этой газете была опубликована и моя первая задача.

    Чем для меня – земной букашки,
    Носимой по ветру судьбой, –
    Чем для меня явились шашки?..
    Я вспомнил вдруг: небес трубой

    Они во мне заклокотали,
    Взрывая яростную боль,
    И, разрывая круг печали,
    На жизнь воззвали и на бой.

    И вот над шашечной доскою
    Склонюсь лишь только – и полки,
    Ведомые небес игрою,
    Суровы, смелы и легки,

    Вперед – в последнее сраженье
    Идут за рядом новый ряд.
    Здесь все: атаки, окруженья,
    Прорывы, воля и азарт.

    И мысль, свободная, как чувство,
    Здесь верой страстною влечет, –
    И тактики живой искусство
    Венчает планов тут расчет.

    («По нотам шашечных ходов»)

    ……….Через три месяца после публикации моей первой задачи в «Крымской правде» там же была опубликована еще одна моя задача, которую я считаю истинным началом своей композиторской деятельности.
    Вот эта задача:


    1. 39-25…

    Но здесь – особая задача.
    Здесь цель – не просто победить.
    Победа «просто» – неудача.
    Сраженья цель – одна: пленить.

    Но что бывает горше плена –
    Кому на свете то не знать?
    Здесь высшей пробы платят цену,
    Чтоб доли этой избежать.

    Здесь жизни высший смысл поставлен
    На карту яростной судьбой:
    Свобода – вот небес посланье!
    Вот отчего клокочет бой!

    И в упоенье этой битвы
    Я все земное забывал

    И небу возносил молитвы
    Сквозь творчества девятый вал.

    Те бренные взрывая путы,
    Которые послал мне рок,
    Я в эти дивные минуты,
    Как самый главный свой урок,

    Всегда твердил одно и то же
    Сквозь вихри огненные битв:
    Свобода – вот она, о Боже!
    Святая цель моих молитв.

    Всей жизнью за нее платить я
    Готов, чтоб избежать цепей, –
    Лишь за нее иду на битву
    Я каждый миг судьбы своей.

    «По нотам шашечных ходов»

    ………. Тут хочу отметить, что еще до публикации этих моих первых задач в газ. «Крымская правда» я принял участие в первом в моей жизни конкурсе решений (проведенном этой газетой), по итогам которого мне был присвоен 2-й разряд по игре. Спустя 30 лет Григорий Андреевич РУДНИЦКИЙ так напишет о роли этого конкурса в моей шашечно-композиторской биографии:

    Вот мой перевод этой заметки на русский язык:

    ……….«Осенью 1965 года был организован первый в крымской периодике конкурс на лучшее решение шашечных композиций. В нем принимали участие и начинающие, и разрядники, и титулованные шашисты, например, мастера спорта Н.Пустынников из Тихвина (ставший впоследствии моим наставником и бессменным тренером – С.Б.), Л.Витошкин из Гомеля. Лишь формально не имели тогда мастерского звания Б.Волков из Волгограда (с которым впоследствии у меня установилась переписка и интересное сотрудничество – С.Б.) и М.Балягин из Ленинградской области (ставший впоследствии моим наставником в задачной композиции – С.Б.), который каждый год был в длительных служебных командировках на номерном заводе в Феодосии, а симферопольские кандидаты Д.Сапогов и И.Дмитриев со временем также стали мастерами спорта. Невероятно, но, когда были подведены окончательные итоги, то, среди его победителей, наряду с этими именитыми участниками, оказалось также и имя новичка – восьмиклассника шестой симферопольской школы Семена Беренштейна, у которого не было никакого шашечного опыта, а данный конкурс был для него вообще первым. Такая спортивная сенсация, разумеется, произвела соответствующее впечатление на опытных знатоков игры, но никто из них тогда не догадывался, что это дебют будущего классного проблемиста.
    ……….В следующем году в печати появляется первая задача С.Беренштейна, довольно быстро был взят мастерский рубеж, а теперь Семен Иосифович – гроссмейстер…»

    ……….Шашечный отдел («Дамниця», выпуск 153-й) газеты «Кримська свiтлиця» от 18.05.1996 г.

    ……….Задача на диаграмме посвящена Григорию Андреевичу РУДНИЦКОМУ

    ……….Григорий Андреевич РУДНИЦКИЙ, с которым я познакомился благодаря этому конкурсу, сыграл исключительную роль в моем творческом становлении. Именно он, став моим первым учителем, ввел меня в прекрасный мир шашечной композиции, за что я ему всегда благодарен, равно как и за ту всемерную помощь и поддержку, которую он всегда оказывал мне на всех этапах моего пути в шашечном творчестве. Приведу самое первое мисьмо, полученное мной от Григория Андреевича:

    Письмо написано в феврале 1965 г.

    ………. Приведу еще одну из своих лучших задач, которую я посвятил Григорию Андреевичу РУДНИЦКИМУ.

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Улучшение задачи,
    впервые опубликованной
    на сайте «МиФ»
    12.05.2009

    Данная задача является одновременно
    исправлением моей задачи,
    которая была опубликована ранее (02.09.2012)
    на этом форуме и в которой Пётр Павлович МАТУС
    нашел ППР.

    Публикуется впервые

    П

    .

    .[28]

    .[35]

    .[36]

    .[45]

    .{35}

    .{45}

    41-36 (35 A), 30, 20, 39, 5-10 (13:4 B), 9, 14,
    1, 1:20, 33 [28],

    B (15:4), 10, 44, 1, I 36:20, 1:10, 30,
    37-19 (24 C), 23, 23-40 [35];

    C (25), 19-28, 40, 50 [45];

    A (43), 48, 25-30, 26, 20, 11, 9:20, 4, 47, 26,
    31, 5-41 [36].

    I 1:20?, 10 (50! I-A);

    I-A (15?), 30 … B … {35/45}.

    А миг любой – как ход нежданный:
    Всегда – прорыв иль западня.
    Но всюду нитью Ариадны
    Была надежда для меня.

    И в лабиринте всех сплетений
    Коварных замыслов любых
    Она истоком озаренья
    Была на всех путях моих.

    С ней я бесстрашно опускался
    В те запредельные миры,
    Где предо мною открывался
    Волной причудливой игры

    Поток, не воплощенный жизнью,
    Чей, уплывающий в туман,
    Финалов, схем и механизмов
    Необозримый караван

    Я, как в магическом кристалле,
    Душой плененной созерцал,

    И где аккордам идеала
    Я с замиранием внимал.

    В том многозвучии аккордов
    Тех сфер незримый музыкант
    Вел партитуру переходов
    Из варианта в вариант,

    И на неведомом органе
    По нотам шашечных ходов
    Он контрапунктами финалов
    Хоралы тех творил миров,

    Чьи тайны я постичь стремился,
    Желая страстно в них найти
    Исполненные новым смыслом
    Те сокровенные пути,

    Что вечно манят, как виденье,
    Сквозь несмолкающий прибой
    Сомнений всех и всех прозрений
    Игрою бездны роковой.

    «По нотам шашечных ходов»

    ……….Через несколько месяцев после публикации моей первой задачи произошло следующее событие, которое сыграло переломную роль в моей жизни. Я пару месяцев назад закончил с отличием 8-летнюю школу, и встал вопрос – что дальше? А дальше случилось следующее. Воспитанники симферопольского детдома буквально разгромили его. Причину я не знаю, т.к. ни в каком качестве в этом задействован не был. Вопрос был решен так. Детдом расформировали. Всех его воспитанников разослали по другим детдомам Украины. И только для меня, как не участвовавшего в этом… мероприятии, было сделано исключение – меня перевели в школу-интернат под Евпаторией. Тут один интересный момент, объясняющий, почему руководство знало, что я не участвовал в погроме. Дело было так. Я сижу в комнате, где мы после возвращения из школы, которая находилась недалеко, делали домашние задания, и что-то читаю. Вдруг слышу, что со двора летят камни и что уже начали биться стекла на втором этаже и этот обстрел приближается к окнам в комнате, где я находился. Но из-за того, что перед окнами были кусты сирени, то те, кто бросал камни, не могли пристреляться. Я все сразу понял, раскрыл настежь окна и сел под стол. В этот момент и заходят директриса детдома, воспитательница (я ей всегда благодарен, т.к. она, как-то увидев, что я читаю книгу на французском языке, сказала мне: вот твоя профессия!), сестра-хозяйка и еще несколько сотрудников детдома. Они еще ничего не поняли. Увидев меня под столом, они спрашивают, что я там делаю и что случилось? Я отвечаю: сейчас увидите. И тут в комнату влетает первый камень. Этот момент я запомнил навсегда, так как это была ожившая картина «Последний день Помпеи». Короче, так начался новый этап в моей детдомовской жизни. (В скобках замечу, что жизнь в интернате кардинально отличалась от детдомовской, но в эти детали я углубляться не буду.) Вышеназванную школу я окончил с золотой медалью и т.д. Правда, иностранный язык мне нужно было учить другой, т.к. французского там не было и я быстро (ведь в детстве языки даются легко.) выучил немецкий, не зная, что меня ведет судьба в нужном направлении, т.к. через много лет я буду жить в Германии, о чем я тогда, конечно, и подумать не мог, когда с наслаждением читал «Лорелею» Гейне.

    ……….Вообще-то, я хотел писать о шашках, но, поскольку все равно уже несколько отвлекся, то сделаю перерыв на прекрасной песне «Лорелея», разумеется, на немецком языке. Но сначала приведу свое фото, сделанное в интернате.

    ………. В школе-интернате я сразу же начал играть в двух турнирах по переписке – в обычном, в котором я встретился с Гарри Далидовичем, ставшим впоследствии Чемпионом СССР по шашечной композиции в разделе «Задачи», и тематическом (по дебюту «Косяк»), в котором я выполнил норму первого разряда по игре.

    ……….Приведу одну из партий тематического турнира:

    «Крымская Правда»

    26.06.1968

    ………. В этот период были опубликованы мои новые задачи в «Крымской правде». Вот, к примеру, две из них (опубликованные в одном выпуске).

    «Крымская правда»

    24.06.1967

    ………. Задачу, данную в нотации, приведу на диаграмме.

    Д+П

    1. 16-32…

    ………. Приведу также решение задачи, данной в шашечном выпуске на диаграмме.

    32-28 (43 A), 38, 31-36, 42, 39, 25, 42, 48 [(47),42];

    A (21), 27, 38, 6, 32, 22, 9, 27, 49 [(40),44].

    ……….Когда я увидел, в каких невероятных вариациях Николай Николаевич ПУСТЫННИКОВ обработал мою задачу, я был и восхищен, и потрясен. Это был поистине высший пилотаж задачно-композиторского искусства. Этот великолепный «мастер-класс» Великого Маэстро я запомнил навсегда.

    ……….Из этих двух задач виден приоритет комбинационности моего творчества, хотя, конечно, я тонко чувствую и эстетику позиционных задач, о чем можно судить хотя бы по следующей задаче:

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Одесский конкурс 1974 г.

    2–4 места

    (исправление задачи, опубликованной
    в ж. «Шашки», 1973-3-1252)

    Д+П

    9-4 (11 A), 17
    – 2-х-вариантная основа автора задачи –
    (13 B), 27, 28-22, 44, 44, 41, 24-47 [(36),25];

    B (33), 38, 22, 44, 44, 41, 4-36 [(47),25];

    A (50), 37, 14-23, 4-15, 42, 16, 11, 23-29, 49-43
    – 2-х-вариантная основа А.И.Куличихина (1958 г.) –
    (17 C), 22, 29-33, 39, 49 [(48 ),43];

    C (16), 18-31, 26, 37-31, 15, 47, 34-40, 40, 39, 47-38,
    37, 47 [(46),41].

    ………. Приведу самое первое письмо, полученное мной от Николая Николаевича. Это был последний год (я тогда учился в 10-ом классе) моей учебы в школе.

    ……….Это письмо я храню всю жизнь. С него началась наша переписка, длившаяся до самой кончины моего дорогого учителя, помощь которого была для меня бесценна и чью человеческую теплоту я ощущаю и сейчас.

    ………. Приведу одну из своих лучших задач, которую я посвятил памяти Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА.

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Первая публикация –

    на этом форуме

    23.10.2012

    I 16-11 (26 A), 19 (35:13 VP1),
    29-20, 20, 29, 46, 43:8,
    30, 6 [1,37,41,42,43];

    VP1 (33:13), 15-29, 29… VP…
    [1,37,41,42,43];

    A (8), 7-12, 7, 19, 15-29, 50, 50:30
    [25,26,32,38,42].

    I 19? (33:13! I-A);

    I-A (35:13?), 16-11 (26 I-A-A),
    29-20, 20, 29, 46,
    43:8, 30, 6 {1,37,41,42,43};

    I-A-A (8), 7-12, 7, 15-29, 50,
    50:30
    {25,26,32,38,42}.

    ……….В 1967 г. была опубликована моя первая задача в журнале «ШАШКИ» (Ш-1967-4-43).

    ………. В том же году (1967) у меня началась переписка еще с одним моим учителем и наставником в шашечной композиции – Михаилом Николаевичем БАЛЯГИНЫМ. Помню свое удивление и волнение, когда я сидел на веранде спального корпуса интерната и мне принесли письмо от Михаила Николаевича, начать переписку с которым (равно как и с Николаем Николаевичем Пустынниковым) мне настоятельно советовал Григорий Андреевич Рудницкий, но я так и не набрался духу сделать это первым. Вот начало этого письма

    ……….Позже ННП (так мы называли в переписке нашего «прокурора» Николая Николаевича Пустынникова) в задаче из этого письма нашел ПР.

    ……….Начавшаяся с этого письма переписка с Михаилом Николаевичем длилась многие годы, и его помощь и чисто человеческое участие в моей как шашечной, так и внешашечной жизни я помню всегда с величайшей благодарностью.

    ………. Приведу одну из своих лучших задач, которую я посвятил памяти Михаила Николаевича БАЛЯГИНА.

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Первая публикация –

    на этом форуме

    09.01.2013

    Д+5П

    27 (22 A), 31, 8, 9, 45-40, 19, 31,
    31-37, 11, 29, 50
    [(46),36,38,41,43,45];

    A (21), 25, 32, 28, 9, 14, 28, 45-50
    (32 A1), 49-44,29, 44-40, 3, 14,
    14-28, 28-33, 33-44, 49, 49-40, 39,
    49 [(48),1,26,31,36,43].

    A1 (21), 49-44, 3, 29, 44-40, 14,
    14-28 … вар. А…
    [(48),1,26,31,36,43];

    ……….Приведу еще несколько задач, составленных и опубликованных в Крыму.

    «Крымская правда»

    Шашечный выпуск №100

    22.11.1967

    «Крымская правда»

    26.06.1968

    Позицию, приведенную
    в нотации, даю на диаграмме:

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    «Крымская правда»

    14.08.1968

    Запереть простую

    1. 22-17… [1]+[36]

    ……….Позже я предыдущую задачу усложнил, добавив к ней еще один финал – [16]. Вот это усложнение:

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    V Всероссийский конкурс

    1970 г.

    2-й приз

    Запереть простую

    13-8 (1 A), 16, 31-27 … см. предыдущую
    задачу … [1]+[36];

    A (21), 28-17, 2-11, 33, 26, 27,
    11, 26-21 [16].

    ……….Предлагаю две задачи, из тех, что были мной отправлены на конкурсы, когда я еще жил в Крыму.

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    IV Всероссийский конкурс

    1968 г.

    8-е место

    Ш-1968-10-100

    Дата составления: 08.11.1967

    Запереть простую

    23 (30 A), 9, 50-17 – (эту 2-х-вариантную
    основу я открыл буквально за несколько
    минут до составления данной задачи) –

    (12 B), 42, 20, 44, 35, 40, 50 [45];

    B (11), 9-22, 2, 7, 27, 11, 26-21 [16];

    A (2), 50-17, 20, 6-11, 47, 28, 31, 28-41 [36].

    С.И.БЕРЕНШТЕЙН

    Всесоюзный конкурс
    юбилейной олимпиады, посвященной
    50-летию БССР и Компартии
    Белоруссии
    (проведен газетой
    «Советская Белоруссия»)

    1968 г.

    4-7-е места на равных

    «Dambrete»-1969-1-235

    Дата составления: 24.07.1967

    Запереть две простые

    20 (14 A), 9, 9, 23, 12, 47, 33, 48 [39,43];

    A (15), 17-12, 18-29, 45-34, 38, 30, 40,
    39, 25, 30, 22, 22-44 [40,45].

    ………. Через год после первой публикации в ж. «Шашки» я составил задачу (еще учась в школе-интернате), которая (уже когда школу я окончил и переехал в Харьков, поступив там сразу в два учебных заведения) заняла второе место в IV Всероссийском (на правах всесоюзного) конкурсе по шашечной композиции (1968 г.) и с которой началось мое стремительное восхождение к высшему на тот момент званию в шашечной композиции «МАСТЕР СПОРТА СССР».
    ……….Вот эта задача:

    «Шашки»-1968-10-108

    9 (14 A), 31, 23-18, 32 (44/50 B), 25, 10, 25-20 [15];

    B (17/11), 10, 19, 44 (24 C), 23, 23-40 [35];

    C (25), 19-28, 40, 50 [45];

    A (13), 21, 8, 7, 41-47, 11, 28, 26, 31, 28-41 [36].

    В итогах об этой задаче сказано:

    «Хорошая четырехфинальная задача

    на оригинальной основе».

    И тайны искра, что добыл я,
    Миров тех запредельных весть –
    Как откровение и символ,
    Как зов неукротимых бездн,

    Неугасимого девиза
    Пронзила огненной стрелой:
    Мне высший дар отныне вызов –
    Будь он небесный иль земной!

    И пусть по воле провиденья
    Предуготован горький плен,
    И неизбежно пораженье,
    И не восстать уже с колен,

    То и тогда – последним вздохом,
    Последним стоном злой судьбы,
    Последних сил сзывая крохи,
    На хрипе горестной трубы –

    Я возвестить без сожаленья
    Успею болью всех утрат:
    Ни смерти нет, ни поражений,
    Коль рок свой встретишь как солдат.

    («По нотам шашечных ходов»)

    ………. Вот мое фото того периода (я студент 1-го курса факультета иностранных языков Харьковского государственного университета и 2-го курса Харьковского учетно-экономического техникума):

    За период с 1968 по 1970 гг. мои основные спортивные результаты

    следующие:

    СОРЕВНОВАНИЯ МЕСТА

    1968 г. IV Всероссийский конкурс 2-е, 6-е, 8-е места

    1968 г. Всесоюзный конкурс юбилейной олимпиады, посвященной 50-летию БССР и Компартии Белоруссии (проведен газетой «Советская Белоруссия») 4-7 места на равных

    1969 г. V Белорусский конкурс 1-е, 2-е, 3-е места

    1969 г. XI Всесоюзный конкурс 2-е, 5-е, 10-е места

    1970 г. V Всероссийский конкурс 1-й и 2-й призы

    1970 г. XII Всесоюзный конкурс 5-е место

    Привожу слова Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА

    об этом периоде моего творчества:

    Из письма от 18.01.1970

    ………. Норматив (24 балла (за 6-е место во всесоюзном и за 3-е место в республиканском конкурсе начислялся один балл, а за каждое более высокое место начислялся на один балл больше)) для присвоения звания «МАСТЕР СПОРТА СССР» я выполнил (набрав 27 баллов) в 1971 году.

    Поздравление от первого учителя –

    Григория Андреевича РУДНИЦКОГО:

    Сообщение в «Крымской правде»:

    Вот отзыв Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА

    о задаче из этой заметки:

    (Из письма от 5 августа 1969 г.)

    ………. Официально звание «МАСТЕР СПОРТА СССР» мне было присвоено в январе 1972 г. Задержка была связана с тем, что я в этот период, в связи с тяжелой операцией, лежал в больнице и у Зиновия Исааковича Цирика, который взял на себя все хлопоты по оформлению этого звания, возникли проблемы со сбором информации.

    Поздравление от тренера – Николая Николаевича ПУСТЫННИКОВА:

    Из письма от 09.05.1972
    Поздравление от Михаила Николаевича БАЛЯГИНА:

    Из письма от 09.04.1972
    ……….Думаю, что лучшим подтверждением справедливости слов моих учителей о заслуженности мной мастерского звания стала победа в двух ближайших конкурсах – тематических конкурсах журнала «64». Вот задачи, занявшие в этих соревноваиях первые места:

    Тематический конкурс

    еженедельника «64», 1972 г.

    Тема:

    запирание простой на весу

    в стоклеточных шашках

    (Судья ─ Н. А. Раменский)

    («64», №19, 1973 г.)

    Тематический конкурс

    еженедельника «64», 1974 г.

    Тема:

    запирание двух простых

    в стоклеточных шашках

    («64», №7, 1975 г.)


    ……….Значек и удостоверение МАСТЕРА СПОРТА СССР мне вручил лично Зиновий Исаакович ЦИРИК.

    ……….С Зиновием Исааковичем ЦИРИКОМ связан уже послекрымский этап моей шашечной, да и вообще жизни, который начался в 1968 г., когда я после окончания школы приехал в Харьков и который длился вплоть до моего отъезда в Германию в 2001 г. То есть во многом этот период выходит далеко за рамки темы этих моих воспоминаний, но я решил все-таки привести
    в ответ на: не по теме #434486
    SB
    Участник

    Семен — представляю вам одного из самых активных контрибюторов библиотеки господина Anatoliy, директора спортивной школы в Днепропетровске. Благодаря его настойчивости большое количество книг и журналов имеет описание, это помимо сотен книг и журналов он лично засканировал или прислал.

    Господину Anatoliy — РЕСПЕКТ!

    в ответ на: не по теме #434483
    SB
    Участник

    Спасибо Семен, приятно услышать редкий отзыв. Понравилось ли вам мое обьединение ваших тем в библиотеке?
    У меня есть еще одно обьединение ваших тем http://draughts.poolcheckers.com/authors.html#/ но туда к сожалению никто не ходит.

    Спасибо, Jake, за внимание к моим постам!

    По ссылке темы, связанные с моими постами увидел, а вот в библиотеке — нет.

    http://checkersusa.com/books/internet2.aspx

    Спасибо! Только «Неразумная сила искусства» и «A Piece of Harmony»,
    думаю, лучше из раздела «Музыка» перевести в раздел «Композиция».

    в ответ на: не по теме #434481
    SB
    Участник

    Спасибо Семен, приятно услышать редкий отзыв. Понравилось ли вам мое обьединение ваших тем в библиотеке?
    У меня есть еще одно обьединение ваших тем http://draughts.poolcheckers.com/authors.html#/ но туда к сожалению никто не ходит.

    Спасибо, Jake, за внимание к моим постам!

    По ссылке темы, связанные с моими постами увидел, а вот в библиотеке — нет.

    в ответ на: не по теме #434480
    SB
    Участник

    Есть еще одно простое решение. Идете на сайт ankona.ch Регистрируетесь на сайте. После регистрации выбираете пункт меню My problem. Нажимаете кнопку new problem. Появляются доска и фигуры. Расставляете позицию. В поле Stipulation вписываете задание. Например #3 — мат в три хода. Нажимаете кнопку Solving. Если нужны все варианты решения, а не только первый ход — в окошко Popeye “options” line вписываете var. Нажимаете кнопку Solve with Popeye. Получаете решение.

    У этого метода есть одно ограничение — чтобы не перегружать сервер, на решение отводится 30 секунд. Пятиходовую задачу программа только что решила за 3 секунды, но на 6-ходовку времени может уже не хватить.

    Спасибо большое, alex!

    в ответ на: не по теме #434477
    SB
    Участник

    Я сделал web search, эта програмка попалась первой http://www.apronus.com/chess/wbeditor.php
    Jake

    Спасибо огромное!

    Это то, что мне нужно!

    Пользуясь случаем, выражаю Вам, Уважаемый Jake, большую благодарность за Вашу бесценную библиотеку!

    Семен

    в ответ на: не по теме #434475
    SB
    Участник

    К сожалению, программа платная (Problemist is a shareware program). Я бы хотел бесплатную.

    в ответ на: не по теме #434473
    SB
    Участник

    Был бы очень благодарен, если бы кто-нибудь подсказал, где можно скачать самую элементарную шахматную программу, на которой можно набирать диаграммы и просматривать решение.

    в ответ на: Новая композиция #413594
    SB
    Участник

    Не могу уже молчать — это «ужас, летящий на крыльях ночи».
    Не думайте, что все шашечные композиторы могут одобрять подобные издевательства над шашечной композицией.
    Мой совет Вам, г-н Савченко, перестаньте издеваться над шашечной игрой и композицией — займитесь фермерством и выращивайте «алюминиевые огурцы на брезентовом поле».

    Е.Зубов

    Анатолий, мой Вам совет — никого не слушайте и творите дальше!

    Главное — это то, что Ваше творчество оригинально, а, значит,
    открывает новый неповторимый мир в искусстве. Слушайте всегда только
    собственное сердце и всегда доверяйте ему! Успехов Вам!

    Семен

Просмотр 15 сообщений - с 466 по 480 (из 2,500 всего)