SB

Ответы в темах

Просмотр 15 сообщений - с 481 по 495 (из 2,500 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • в ответ на: Новая композиция #413587
    SB
    Участник

    От души поздравляю Анатолия САВЧЕНКО с присвоением

    звания «Мастер ФМЖД по шашечной композиции»

    и желаю ему новых успехов в творчестве.

    Семён Беренштейн

    Анатолий САВЧЕНКО

    Мастер спорта ФМЖД

    по шашечной композиции

    Международный конкурс

    «Пинск–2011», 9 очков.

    b8 (d4 A), e7 (f6 В), e5, a3+.

    A (c7), ef6, f6, d6(e7), f8, c5, g1+;

    В (c7), c5(b6 С), f8+; С (f6), e3+.

    Легальность: fe7 (h8:d8).

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430879
    SB
    Участник

    Анатолий САВЧЕНКО

    Мастер ФМЖД

    по шашечной композиции

    Международный конкурс

    «Пинск–2011», 9 очков.

    b8 (d4 A), e7 (f6 В), e5, a3+;

    A (c7), ef6, f6, d6(e7), f8, c5, g1+;

    В (c7), c5(b6 С), f8+; С (f6), e3+.

    Легальность: fe7 (h8:d8).

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430878
    SB
    Участник

    П. П. МАТУС

    Исправление задачи из

    17-го Всесоюзного конкурса 1977 г.

    (Публикуется впервые)

    Посвящается

    Семёну БЕРЕНШТЕЙНУ

    П

    I, II 30-24 (43А), 15, 2, 2-11, 10, 25 [20];

    А (23), 28, 25, 7-11, 34, 14 [5].

    I 15? (23! I-A, I-B);
    I-A (43?), 30-24 … VP … {20};
    I-B (25?), 23, 26, 7-11, 44, 33, 35, 40, 50 {45}

    II 23? (43! II-A);
    II-A (25?), 15, 26, 7-11, 44, 33, 35, 40, 50 {45}.

    в ответ на: не по теме #434471
    SB
    Участник

    Уважаемый, Юрий, перенесите, пожалуйста, Ваш вопрос сюда (убрав его предварительно с темы «Неразумная сила искусства»), и я на него дам ответ.

    Семен

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430877
    SB
    Участник
    ИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

    ВЛАДИСЛАВА МАЛИСА

    (1940 – 2006)

    Владислав Александрович МАЛИС –

    на одном из поэтических вечеров

    СЕНЕ

    …….. С.И.Беренштейну

    На сече – речь. Слова клинкам.
    В руинах башня Вавилона.
    Но гнев угас, и языкам
    Наказ – собраться у Семёна.

    Кто ищет славы, он – слова:
    Стеной полки – на книжны полки.
    Фонем колонна прорвала
    Магнитофона перепонки.

    Руно стригущие у дел.
    Уделали Момона – голый.
    Тебе же высший дан удел –
    Хранить Божественны глаголы.

    Ладошка за окошком – лист.
    Финал фиесты, и маэстро,
    Непревзойденный этюдист,
    Сажает дамочку на место.

    Пятидесятка на весах.
    На сене – ясный месяц в яслях.
    Господь следит на небесах,
    Чтоб Сенина заря не гасла.

    И мы встречались иногда,
    Язык ломали над строкою,
    И Вифлеемская звезда
    Сияла над твоим покоем.

    07.09.2000

    Из книги:

    ВЛАДИСЛАВ МАЛИС

    «ЧЕРЕСПОЛОСИЦА»

    Харьков — 2004

    Примечания

    к строке «Пятидесятка на весах»

    1. Стихотворение написано к моему 50-летию.

    2. Весы – мой знак зодиака.

    (Семён Беренштейн)

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430876
    SB
    Участник
    К ЮБИЛЕЮ

    ПЕТРА ПАВЛОВИЧА МАТУСА

    Сегодня одному из ярчайших шашечных проблемистов – Петру Павловичу МАТУСУ – исполняется 60 лет. От души поздравляю своего коллегу по композиторскому цеху с этим юбилеем и в качестве подарка предлагаю эссе, опубликованное мной на сайте «МиФ» 23.07.2008 г.

    Семен Беренштейн

    «В недавно вышедшей книге Е.В.Зубова и В.П.Матуса «Гранды России по шашечной композиции. Часть 1. В.П.Матус» представлены также и лучшие задачи Петра Матуса. Все шесть задач, безусловно, высшего пилотажа. Я помню, как появление каждой из них становилось событием в задачной композиции. Но неумолимое время превратило ту непосредственно живую реакцию в обобщенное осознание их как закономерного процесса развития жанра. Но одна из них своим мощным эмоциональным зарядом прорвала все временные пласты и вновь зазвучала с той же силой, как и много лет назад, снова вернув то непередаваемое чувство гармонии и вечности, которое способны вызвать лишь самые совершенные, и может быть, самые сокровенные произведения творческого духа. Вот уже три месяца я слушаю только одну музыку – прелюдии и фуги хорошо темперированного клавира Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Глена Гульда. Так вот первая прелюдия первой его части – это и есть самая точная аналогия того чувства, которое вызывает во мне шедевр Петра Матуса. Вот (хотел сказать – эта музыка, что было бы точнее) этот шедевр:

    Петр МАТУС

    III Чемпионат Беларуси, 1982 г.

    Запереть простую

    Что скрывается за этой удивительной легкостью и гармонией формы? Конечно, мне, как специалисту, нетрудно буквально с первого взгляда угадать контуры знаменитого механизма запирания простой на весу на поле 9, открытого гениальным Анатолием АНИСИМОВИЧЕМ – победителем III Чемпионата СССР (1975 г.). Вот одна из его задач с этим механизмом:

    Анатолий АНИСИМОВИЧ

    XV Всесоюзный конкурс, 1975 г.

    I место

    Запереть простую

    16, (3 A), 39, 22!, 11, 13!!! (Вот этот гениальный механизм!) 8!, 18! [9!!!];

    A (8), 2, 24-30!, 21, 10, 19-13, 7, 21-32, 7-11, 7, 7-18, 11, 37, 16, 21, 18-31 [26].

    Тогда это был шок! Немыслимое запирание на самом верхнем «навесном» поле!
    В задаче П.Матуса этот механизм, конечно же, воспринимался уже как данность, и для специалистов теперь был важен вопрос – не «что?», а «как?» Как по-новому «прочел» этот механизм автор этой задачи? Что увидел в нем такого, чего не разглядел сам его создатель? А увидел он поистине невероятное. Но перейдем к решению.

    39!, (3)

    У белых два темпа, благодаря которым они успевают построить искомый финальный механизм:

    15-20, 10-14

    Вот теперь для включения финального механизм все готово:

    13!, 8, 18 [9].

    Это все, так саказать, дежавю. Но какую альтернативно-трансформативную интерпретацию этого механизма приготовил ее автор, вот в чем вопрос! Безусловно, это какое-то бортовое поле, но какое? 45? или 25? или 36? Черная простая 1 в начальной позиции позволяет предположить любую из этих альтернатив. А больше? НЕТ! Так как больше просто ничего не может быть! Но это, так сказать, чистая дедукция. Но, слава богу, творчество великих мастеров строится совсем на других основаниях, которые никакой логике не подвластны, ибо подлинное творчество это есть свобода и стихия – непредсказуемая и непостижимая!

    Итак, второй вариант – т.е. альтернативно-игровая интерпретация главного!

    A (8)

    И снова у белых два темпа. И вот какие два совершенно загадочных хода реализуют их:

    28, 22.

    Ясно, что это прелюдия, но к чему? Очевидно, что если у белых и есть какие-то шансы с запиранием, то связаны они могут лишь с перебросом черной простой на правый борт с последующим, скорее всего, переводом на 25, что мало вероятно, или на 45, что более вероятно.

    Но «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет»!

    18!

    Сопровождаю этот дедуктивно очевидный ход восклицательным знаком, потому что здесь эффектное большинство. И все же куда более точным было бы поставить здесь три вопросительных знака. Да, черная простая переведена, но дальше то что? Ведь у черных две дамки, не говоря уже о еще двух простых. А финал-то когда? И главное где? Да в пору поставить и самый сакраментальный вопрос: а есть ли он вообще? Может, это только мираж? Так как никак не просматривается он. Вернее, даже не видно контуров его финального механизма. Но это опять-таки, с точки зрения дедуктивной логики.
    А вот что такое взрывающее все каноны этой самой логики живое, подлинное, непредсказуемое творчество!

    10!!!

    Вот он гром среди ясного неба! Вот она ослепительная молния ярчайшей творческой мысли!

    (22/31/36)

    Да, теперь уже все ясно! И имя этой поразительной ясности – Красота!

    22!, 14!

    Два последних хода – как два заключительных аккорда вдохновенной симфонии творческого духа!

    И вот он финал!

    [5!!!]

    Такого я не только не мог предположить в самом начале, но даже, когда финал уже стоял у меня перед глазами, я не мог в это поверить. Как это могло случиться? И главное даже не это. Как это могло быть задумано? Вот он основной вопрос подлинно великого творчества. Ответа нет – в смыле готовых рецептов. И ответ есть – сама плоть и кровь этого невероятного шедевра!»

    Примечание:

    Фото сканировано мной (С.Беренштейн) из книги:

    Е.В.Зубов, В.П.Матус
    «ГРАНДЫ РОССИИ ПО ШАШЕЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ Часть 1. В.П.Матус»
    МОСКВА, ГРАФПРЕСС, 2008

    в ответ на: Музыка #394664
    SB
    Участник

    в ответ на: Шашечная география! #420179
    SB
    Участник

    По старинке, рисую в Паинте…

    Спасибо за ответ!

    в ответ на: Шашечная география! #420177
    SB
    Участник

    А как же Вы дали свою задачу в башни-100 в топике «Столбовые шашки или «Башни»?

    в ответ на: Шашечная география! #420175
    SB
    Участник

    Спасибо, Александр! Все получилось!

    Еще один вопрос: где найти программу для башен-100?

    в ответ на: не по теме #434469
    SB
    Участник

    В программе checkersland при установке «канадские шашки» доска или не видна вообще, или если видна, то выходит за рамки экрана, из-за чего я не могу установить необходимую мне позицию.

    Был бы благодарен за подсказку, как разрашить эту проблему.

    PS: Все остальные виды шашек устанавливаются нормально.

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430875
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Следующая серия фотографий из моего фото-архива иллюстрирует выступления (лекции и сеансы одновременной игры) Романа Григорьевича ВАСИЛЕВСКОГО перед студентами Харьковского учетно-экономического техникума в 1983 и 1984 гг. Я пригласил Романа Григорьевича, т.к. участники шахматно-шашечной секции нашего техникума принимали участие в различных конкурсах, проводимых «Шашечной школой», которую он вел в газете «Ленiнська змiна», а решения затем посылали в эту газету, и в одном из конкурсов даже завоевали кубок, который я и предложил Роману Григорьевичу вручить нашим студентам лично, на что он охотно согласился. Вот эта серия:

    Лекция

    На следующих трех фото запечатлены фрагменты сеансов одновременной игры, которые проводил Роман Григорьевич.

    Это фото интересно тем, что соперником Романа Григорьевича здесь является
    Вася ТЕЛЬПУК, о котором я всегда вспоминаю с восхищением перед его ярким талантом шашечного этюдиста и с бесконечной болью о его трагической судьбе.

    И в заключение этой серии еще два фото:

    Награждение одного из участников сеанса – Роман Григорьевич дарит
    шашечную книгу.

    Роман Григорьевич ВАСИЛЕВСКИЙ вручает кубок представителю шахматно-шашечной секции Харьковского учетно-экономического техникума за успешное выступление в конкурсе решений, проведенном «Шашечной школой» газеты «Ленiнська змiна».

    Отмечу еще несколько аспектов моего творческого сотрудничества с Романом Григорьевичем ВАСИЛЕВСКИМ. После проведения газетой «Ленiнська змiна» конкурсов по составлению шашечных проблем и этюдов на 80-клеточной доске я предложил Роману Григорьевичу провести и конкурс по составлению задач в этой шашечной системе. Роман Григорьевич был рад моему предложению и сразу же дал добро. Следующие два скана фиксируют начальный и заключительный этапы этого соревнования.

    Объявление соревнования (ЛЗ-18.03.1986)

    Итоги (ЛЗ-04.12.1986)

    По случаю успешного проведения этого соревнования Николай Петрович СПАНЦИРЕТИ – изобретатель 80-клеточной шашечной системы – подарил мне свою книгу «Русские шашки на восьмидесятиклеточной доске», в которой в краткой форме опубликовал его итоги. Вот скан лицевой страницы титульного листа этой книги:

    А это скан дарственной надписи:

    В книге Николай Петрович СПАНЦИРЕТИ также опубликовал и мою задачу-80. Вот скан этой задачи из книги:

    Впервые эта задача была опубликована в газете «Крымская правда» (11.12.1985 г.). Вот что писал о ней в выпуске, озаглавленном «Необычные задачи», редактор шашечного отдела этой газеты Григорий Андреевич РУДНИЦКИЙ:

    Хотя лично я познакомился с Романом Григорьевичем ВАСИЛЕВСКИМ во время его вышеописанных выступлений в техникуме, заочно – по телефону – мы познакомились несколько раньше, и с тех пор он публиковал отдельные мои материалы по задачам, хотя ранее о задачах он в своем шашечном отделе не писал никогда. Приведу пример такой публикации.

    «ЛЗ» – 24.12.1983

    После отъезда в Америку Роман Григорьевич ВАСИЛЕВСКИЙ стал вести «Шахматно-шашечную школу» в газете «Русский Базар», и после моего отъезда через 10 лет в Германию наше сотрудничество восстановилось – Роман Григорьевич опубликовал две мои статьи о творчестве выдающихся шашечных проблемистов – Михаиле Васильевиче ФЕДОРОВЕ и Сергее Юрьевиче ЮШКЕВИЧЕ, – а также мое стихотворение «Маэстро», посвященное Зиновию Исааковичу ЦИРИКУ, которое затем (вместе с моей статьей «Художник шашек») было опубликовано в книге Зиновия Исааковича «Шашки – моя жизнь». По случаю присвоения мне звания академика санкт-петербуржской академии шахматного и шашечного искусства Роман Григорьевич написал статью обо мне, сканом фрагмента которой я и завершу эту небольшую ретроспекцию моего сотрудничества с этим замечательным человеком.



    Саму поэму «По нотам шашечных ходов» я не привожу, т.к.
    на этом форуме я ее уже публиковал.

    («РБ» №53 (453) 23-29 декабря 2004 г.)

    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430874
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Как-то вызывает меня к себе директор техникума, в котором я преподавал и вел шахматно-шашечную секцию, и говорит, что я должен выставить команду от техникума на общегородское командное соревнование по шашкам – такое указание сверху. В команде было, кажется, три человека и я в том числе. Соревнование началось с поздравления с юбилеем Анатолия Ивановича КОВРИЖКИНА, после чего началась игра. Когда мы встретились за доской с Анатолием Ивановичем, то я первым делом поздравил его с юбилеем и пожелал ему новых шедевров в шашечной композиции. Еще в детстве, когда я еще жил в Крыму, я познакомился с творчеством этого волшебника шашечных комбинаций. Его замечательную книгу «Комбинации на 100-клеточной доске» я изучил вдоль и поперек. Вот почему именно Анатолия Ивановича Коврижкина я пригласил в первую очередь выступить перед нашими студентами с лекцией и провести сеанс одновременной игры. Этот человек поразил меня сразу же. Я был потрясен его необычайной человечностью и простотой. Какая-то магия исходила от него – магия бесконечной доброты и глубинной человеческой мудрости. Лекция его была живая, легкая, остроумная, все слушали его с восторгом и восхищением. А потом начался сеанс одновременной игры. И здесь, переходя от доски к доске, он подбадривал своих соперников и всегда говорил добрые слова утешения проигравшим. Если же он видел, что кто-то особенно хочет выиграть у самого Мастера, то он предлагал ему ничью и затем с радостью поздравлял соперника. Причем радость эта букквально светилась в его глазах. Предложил он ничью и мне, явно не желая ронять мой авторитет в глазах моих учеников. На следующий год я снова приглавил Анатолия Ивановича, т.к. об этом меня очень просили участники шахматно-шашечной секции. И от второй встречи от него были все в восторге. Предлагаю одно из фото одной из этих втреч.

    После завершения сеанса Анатолий Иванович обязательно просил меня, чтобы я показал ему какую-нибудь свою задачу. К счастью, в моем архиве сохранилось и это фото.

    Из этого фото хорошо видно, как пристально следит Анатолий Иванович за перипетиями на доске, с каким неподдельным интересом вникает он в смысл неведомого ему жанра.

    Да, так вернусь к нашей встрече на соревновании. Она закончилась победой Анатолия Ивановича, хотя был момент, когда ему пришлось поволноваться, т.к., начав партию слишком беспечно, он через некоторое время обнаружил, что положение у него довольно небезопасное, но я не имел абсолютно никакого практического опыта, и поэтому упустил свои преимущества, а затем и проиграл, о чем я ничуть не сожалел, т.к. прекрасно понимал, что в игре с самим Коврижкиным я, конечно же, ни в коей мере соперничать не мог. Потом были и другие мои встречи за доской, об исходе которых я совершенно уже не помню. После окончания всех партий Матвей Леонтьевич АШБЕЛЬ, который, кажется, был судьей этого соревнования, объявил, что для окончательного выявления команды-победительницы необходимо сыграть еще несколько партий и что этот дополнительный тур состоится, кажется, через неделю. Затем Матвей Леонтьевич подошел ко мне и сказал, что я тоже должен буду сыграть одну партию и чтобы я обязательно пришел, т.к. именно от моей партии зависела судьба первого места. Я ответил, что постараюсь быть и, пользуясь случаем, пригласил Матвея Леонтьевича выступить перед нашими учениками, на что он охотно согласился.
    В условленный день (это было буквально через несколько дней после соревнования) Матвей Леонтьевич встретился с нашими учениками (к большому сожалению, у меня не сохранилось ни одной фотографии от этой встречи), а затем сказал мне, что мне предстоит играть с довольно сильным кандидатом в мастера и что мне для победы спортивного общества, от которого я выступал, достаточно лишь ничьей, а противнику необходима только победа. И этой ничьей я добился. Тут я вспоминаю, как я, еще будучи учеником школы, принял участие сразу в двух турнирах по переписке. Один был общий, в котором я играл вместе с Гарри ДАЛИДОВИЧЕМ, ставшим впоследствии мастером спорта по шашечной композиции, а затем и чемпионом СССР в задачном жанре и с которым мы с тех пор стали друзьями на всю жизнь. Так вот, в этом турнире я с треском проиграл. Второй турнир начался на месяц позже первого, и я к тому моменту уже накопил кой-какой опыт, что позволило мне выступить значительно успешнее. Это был тематический турнир по дебюту «Косяк». Литературы у меня не было абсолютно никакой. Я сам разработал ничейные варианты как за белых, так и за черных, и они все сработали, что позволило мне почти все партии свести к ничьей и набрать необходимое число баллов для получения первого разряда, наличие которого, кстати, тогда было непременным условием присвоения звания мастера спорта СССР по композиции. У меня сохранилась итоговая таблица этого турнира, которую я и привожу здесь.

    Я вспомнил об этих своих первых (и единственных) встречах в игре по переписке в связи с тем, что в обоих случаях – и в тех заочных турнирах, и в решающей втрече за первое место в соревновании спортивных обществ – мне достаточно было достичь ничьей, и я этого добился. Итак, после успешного завершения моей решающей встречи ко мне подошел Матвей Леонтьевич, поблагодарил меня и за партию, и за отличную организацию его втречи со студентами техникума, и мы договорились, что через несколько дней он зайдет ко мне для окончательного оформления документов по этой встрече. Главный бухгалтер этого техникума был мой друг, и он всегда давал мне зеленую улицу в финансировании этих мероприятий. Да, так вот, когда Матвей Леонтьевич через несколько дней зашел ко мне, вот тогда то они и втретились – совершенно случайно – с Зиновием Исааковичем у меня. Помню удивление Зиновия Исааковича ЦИРИКА: Моня, а ты как здесь? На что последовало не меньшее удивление со стороны Матвея Леонтьевича: Зуня, а ты как здесь? После взаимного объяснения Зиновий Исаакович попросил меня показать им свои задачи. Приведу одну из них, которая Зиновию Исааковичу очень нравилась:

    («64», №7, 1975 г.)


    Примечание:

    Эти мои воспоминания впервые были опубликованы 13.08.2011 на этом сайте в теме «Не стало Зиновия Цирика» ( http://shashki.com/PNphpBB2-viewtopic-t-1762-postdays-0-postorder-dec-start-15.html )

    (Семен Беренштейн)

    http://www.youtube.com/watch?v=Ugb1xHt4jhQ
    в ответ на: Музыка #394660
    SB
    Участник
    в ответ на: "Неразумная сила искусства" #430873
    SB
    Участник

    ИЗ МОЕГО ФОТО-АРХИВА

    Самым первым шашистом, с которым я познакомился Харькове, был мастер спорта Артем КАЛФАКЧИЯН. Это был август 1968 г. В техникум я поступил без экзаменов, т.к. школу окончил с золотой медалью, а примерно через неделю, сдав на отлично немецкий язык, поступил и в университет на факультет иностранных языков. Жил я тогда в общежитии техникума, примерно в 50 метрах от него жил Артем, который почти каждый вечер приходил во двор этого общежития. Двор был очень большой и весь в зелени. Там была большая спортивная площадка, и Артем любил поиграть в волейбол. Во время игры он беспрерывно шутил, юмор у него бесподобный. Когда игра заканчивалась, его окружали и абитуриенты, и выпускники техникума, которые тоже приходили пообщаться с Артемом, и завороженно слушали его потрясающие истории. Таких рассказчиков, как Артем, я больше никогда не втречал. Слушать его можно было часами. Иногда он с кем-нибудь играл и в шашки. Но и играя, он непрерывно шутил и рассказвал какие-нибудь веселые истории из жизни шашистов. Как правило, он или проигрывал, или делал ничью, каждый раз по-доброму поздравляя соперника. Как-то, наблюдая за моей игрой, он спросил меня: разряд есть? Я сказал, что первый, и он предложил сыграть с ним. Я ему сразу сказал – только не поддаваться. Он спросил: а не обидишься? Я говорю: нет. Он выиграл несколько партий и сказал: не расстраивайся, просто у меня разряд немного выше твоего, я мастер спорта (ему тогда было 23 года). Позже я узнал, что Артем Калфакчиян был мощным аналитиком, в те годы он был известен своими яркими аналитическими находками (он их называл «шлифами» – сокращение от слова шлифовать) в самых разных, казавшихся до того незыблемыми, дебютных вариантах, чему, кстати, была посвящена специальная статья в ж. «Шашки». О его аналитическом даре говорил мне и Зиновий Исаакович ЦИРИК. Жаль только, говорил он мне, что Артем из-за астмы не смог проявить себя в полную силу как практик. Именно от Артема я узнал о шашечной жизни Харькова – города, считавшегося тогда шашечной Меккой всего Союза. И хотя его истории из жизни шашистов были неизменно веселыми, пронизанными его неистощимым юмором, но юмор этот всегда был исключительно добрым, за ним всегда чувствовался величайший пиетет к собратьям по цеху.
    Я вспомнил об Артеме Калфакчияне в связи с тем, чтобы стало понятно, почему, когда у меня появилась возможность приглашать известных мастеров на втречи в наш техникум, я не мог не пригласить и его. В то время их дом уже давно снесли, и Артем жил в другом районе города. Он был рад моему звонку и охотно принял мое приглашение. Рад был и я через много лет вновь увидеть своего старого друга. Приведу несколько фото этой встречи.

    Лекция

    Ответы на вопросы


    Сеанс
    Это фото фиксирует уже финиш сеанса. Осталась последняя партия. Похоже, что здесь блиц-криг не вышел и у сеансера победы уже явно не будет. Да и соперник у него не обычный. Артем этого не знал, а я, конечно же, знал. Это был один из ярчайших этюдистов – Василий ТЕЛЬПУК.

    Примечание:

    Эти мои воспоминания впервые были опубликованы 14.08.2011 на этом сайте в теме «Не стало Зиновия Цирика» http://shashki.com/PNphpBB2-viewtopic-t-1762-postdays-0-postorder-dec-start-15.html

    (Семен Беренштейн)

Просмотр 15 сообщений - с 481 по 495 (из 2,500 всего)